Когда стало известно о полнейшем уходе GM, о впадении в своего рода «анабиоз» представительств японских, корейских и европейских автобрендов, признайтесь: многие из нас считали, что в освободившуюся рыночную нишу хлынут сотни тысяч автомобилей, произведенных в Китае. Потом из России «сбежал» Renault. Да скатертью дорожка, мысленно кричали ему в след многие. Московские власти по этому поводу срочно создали своего рода медийную «ширму» с нарисованным на ней русским народным «Москвичом», из-под которого торчат «усы, лапы и хвост» китайского JAC.
Примерно с этого момента народ стал всерьез задумываться над когнитивной нестыковкой: российский авторынок фактически пуст, но не заполняется, хотя к тому есть все возможности. Даже АВТОВАЗ тогда толком ничего на него не выдавал. А китайские автобренды, даже уже имея в России свои представительства, кое-какие дилерские сети и что-то вроде модельных линек, разворачивать широкое торговое наступление на нашей территории не спешат, не увеличивая толком свои поставки! Ведь нельзя же назвать настоящей экспансией недавний выход на отечественный рынок нескольких мегадорогих даже по текущим российским понятиям «китайцев».
«Заходите скорей всей толпой», — буквально кричит китайскому автопрому отечественный авторынок. А в Поднебесной даже не чешутся. Только потихоньку копошатся кое-где по электромобильной части… Где же хваленая китайская бизнес-хватка и способность моментально ухватиться за шанс захватить рынок целой страны практически полностью? В нашем случае все это не работает. Объясняем — почему.
Сейчас, если разобраться предметно, более-менее заметную активность в России проявляют только Great Wall, клепающий свои кроссоверы под маркой Haval на заводе в Тульской области, да Chery, которая навезла сейчас в нашу страну кучу суббрендов по ценам, стремительно догоняющим немецкий «премиум». Остальные «китайцы» в России сидят себе потихоньку и отнюдь не демонстрируют хоть какой-то внятной тяги к расширению. С Geely, например, все понятно: у них «висит на балансе» Volvo. Поэтому если компания начнет всерьез активничать в России, шведскому бренду немедленно «предъявит» европейская общественность, СМИ и политики.
При этом белорусский сборочный завод компании оказался фактически остановлен. Дело в том, что до начала украинских событий комплектующие туда доставлялись по морю, далее через порты Прибалтики, а потом по железной дороге в Белоруссию. Теперь транзит закрыт.
Все эти JAC, FAW и Changan — фактически госкомпании, которые идут четко в струе генеральной линией китайской партии и правительства: мысленно с россиянами, но под вторичные американские санкции попасть желанием не горят. Китайская GAC хотя и не госкомпания, но крайне сильно «завязана» на сотрудничество с FIAT, Honda, Isuzu, Mitsubishi и Toyota. Так что «шустрить» в России ему тоже не с руки по понятным причинам.
Вот и получается, что более-менее активничает у нас лишь Haval да Chery. Первый принадлежит частной компании, решившейся игнорировать санкционные риски. Тем более, что этот производитель уже вбухал серьезные деньги в собственный автозавод под Тулой. А бренд Chery в России представлен, фактически, компанией-дистрибьютором — АО «Чери Автомобили Рус». В случае чего китайцы из Chery Automobile всегда могут откреститься от нее, заявив, что знать ничего не знают… На текущий момент не видно никаких объективных причин, которые могли бы изменить описанный выше расклад. Поэтому экспансия «китайцев» на российский рынок произойдет (если вообще случится когда-либо) только после того как разрешится украинский кризис. Или когда сам Китай окажется в точно таком же положении, что и Россия по отношению к США…