Калейдоскоп санкций, введенных против России в 2022 году, начал давать результат: европейцы запасаются свитерами и дровами, а наибольшее количество просмотров собирает горящая газовая конфорка. О времена, о нравы. Двузначная инфляция для Европы, где в семейном бюджете посчитан каждый цент и каждая кружка пива в пятницу, а стабильность являлась главной ценностью — крайне болезненное явление. Но страшнее другое — промышленная инфляция, которая составляет уже более 30%. И причина тому — газ.
Ценовое ралли на биржах больнее всего бьет не по США или Франции, а в первую очередь по Германии. Немецкое промышленное чудо, как недавно подтвердил главный евродипломат Жозеп Боррель, базировалось не на инженерии, труде или удаче, а на конкретной трубе из Сибири. Нет газа — нет производства, сколько инженеров и дизайнеров у конвейера не поставь.
«Голубое топливо», подорожавшее в разы, сделало немецкий автопром просто неконкурентоспособным: цена на каждый автомобиль становится слишком высокой, количество проданных машин снижается, снижается выпуск, сокращаются рабочие места, сокращаются налоги, сокращается прибыль. И так ровно до тех пор, пока на воротах не повесят замок — никакие дотации, сколько бы они не продолжались, не смогут компенсировать чудовищно возросшую себестоимость.
Ну а работающий денно и нощно печатный станок всегда ведет к инфляции. Так что замкнутый круг, молчать о котором уже бессмысленно. Вот и Reuters «порадовало» прогнозом: «Энергетический кризис может сократить производство автомобилей почти на 40% или более чем на 1 000 000 штук в квартал — читай, четыре миллиона в год». Когда? До конца 2023 года. Или уже завтра в рамках мировой экономики.
Какой ценой производители пережили пандемию «короны» — пока неизвестно, но легко это не далось никому. Процесс восстановления только-только завязывался, ни о каких позитивных тенденциях речи и не шло. Дефицит новых авто был не только в РФ — во всем мире. А теперь разберитесь с задачкой посложнее: как произвести машину и накормить профсоюзы, но при этом не задирать цену для конечного потребителя?
Выход есть всегда, и для немецких концернов он однозначный — покинуть Европу и обосноваться там, где цены на ресурсы значительно ниже. Например, в США, которые продают своим вчетверо дешевле, чем друзьям-европейцам. Без обид, просто бизнес, но всегда welcome, землю под завод выделим. Еще вчера такой подход мог показаться сказкой, но давайте будем до конца откровенны: мало кому верится, что легендарный Jeep, наследник того самого «Виллиса», практически символ американской мечты, как джинсы Wrangler и зажигалка Zippo, довольно давно уже принадлежит FIAT, а «индеец» Cherokee построен на платформе Alfa Romeo. Однако это — современная реальность.