По сообщению агентства РИА Новости, правительство вроде бы собирается продлить действие упрощенных правил сертификации отечественных автомобилей. Что это значит для простых водителей и пешеходов? Только одно — нас по-прежнему будут принуждать покупать машины, которые опасны не только для самих владельцев, но и для всех окружающих.
Как уже напоминал портал «АвтоВзгляд», весной 2022 года увидело свет постановление, согласно которому автопроизводителям дозволялось отказаться от ряда систем на новых машинах. Среди них — ABS, ESP, подушки безопасности, функционал экстренного реагирования при авариях «ЭРА-ГЛОНАСС». Разрешалось даже нечто страшное по мнению экологических радикалов — выпуск двигателей с самыми низкими нормами выбросов, вплоть до «Евро−0».
Позорный регламент
В марте прошлого года это было обоснованно — иностранцы как по мановению волшебной палочки исчезли с российского рынка, прихватив с собой все технологические секреты, которые в одночасье заменить было нереально. Другое дело, что ни у кого из властей предержащих не возникло простого вопроса — а как же это произошло после десятилетия тесной кооперации с мировыми концернами и выросшей как на дрожжах локализации? Кстати, этот вопрос у них и сейчас почему-то не возникает.
Но что заставило правительство продлевать столь позорные исключения по прошествии 10 месяцев? Да проблема-то никуда не исчезла! Более того, имеются тенденции к ее усугублению. К примеру, АВТОВАЗ начал собирать версию седана LADA Granta без электроусилителя и центрального замка.
Как сказал Остап Кисе: «Слушайте вы, пьянчуга, что пишут в газетах умные люди! Слушайте!» Аналитик агентства «Автостат» Виктор Пушкарев вполне доходчиво разъясняет: «Для обеспечения технологического суверенитета однозначно необходима локализация производства всех важнейших автокомпонентов на территории РФ. А это значит, что если вы собираетесь запустить полноценное суверенное производство какой-то конкретной китайской модели автомобиля, то нужно создать и полноценный пул предприятий-поставщиков его автокомпонентов.
Возникает закономерный вопрос, как это будет создаваться: путем полного копирования всех технологий и оборудования силами российских специалистов или закупкой всего этого под ключ у китайских компаний? На этот вопрос пока не слышно никаких комментариев от организаторов процесса китаизации нашего автопрома. Причем под такой проект нужны колоссальные инвестиции, предоставить которые может только государство. А к возможностям вложений со стороны китайских автостроителей в российское производство я отношусь крайне скептически».
Слово изреченное есть правда
Вот оно, слово изреченное, которое есть правда! Без государственных целевых инвестиций — гигантских причем! — в развитие автоэлектроники, отрасль так и останется на уровне какой-нибудь банановой республики. Конкретизировать не буду, чтобы не обижать африканских друзей. Говоря словами моей школьной учительницы — это даже ежу понятно, не только что президенту Рейгану.
Однако же государственные деньги упорно вваливаются куда угодно, только не в воссоздание технологий производства сложных автокомпонентов. Средства регулярно выделяются на программы стимулирования продаж при том, что непонятно, о продажах чего именно так беспокоится Минпромторг. Неужели тех самых автомобилей-недоделок, которых и так на всех не хватает?
Безумие с «электричками»
А повальное безумие с электрокарами, охватившее и Россию? На их долю в стране приходится жалкая доля — менее полпроцента в общем объеме продаж легковушек по итогам 2022-го. Но если взять новостную ленту за один-единственный день, так она пестрит сообщениями: «В России продан первый электрокар Skywell ET5», «Прототип электромобиля Атом будет представлен в апреле-мае», «Старт продаж в России электрического минивэна Dreamer», «Электрокроссовер Voyah Free нашел первых покупателей в России». Не буду перечислять чертову уйму электрических стартапов, затевающихся на просторах благодарного отечества, которые также требуют немалых средств.
Так может стоит, наконец, заняться делом? К примеру, переориентировать всю мощь интеллекта инженеров оружейного концерна «Алмаз-Антей» с производства никому не нужного электромобиля E-Neva на разработку отечественной автомобильной электроники?