6086

Осторожный оптимизм на авторынке. Станет ли легче жить российским водителям

Неужели мы оттолкнулись от дна?
Прошел год с того момента, когда подавляющее большинство зарубежных автопроизводителей разом взбрыкнуло и отказалось работать на благо жителей России. За это время и у покупателей, и у продавцов появилось кое-какое понимание того, как жить дальше. Портал «АвтоВзгляд» попытался отыскать положительные тенденции развития авторынка на общем негативном фоне.
Поделиться
Изображение Осторожный оптимизм на авторынке. Станет ли легче жить российским водителям

Прошлый год для автомобильной отрасли оказался весьма пестрым и неравномерным. Впрочем, неудачным стало уже его начало — за январь и февраль продажи легковых авто упали на 4,3% без какого-то политического влияния на процесс. Но по сравнению с тем, что произошло потом, это были цветочки. В марте рынок обрушился разом на 62%, и затем в течение оставшихся девяти месяцев пребывал в нирване, являя собой полную противоположность буревестнику, который то крылом волны касался, то стрелой взмывал к тучам. Продажи то медленно опускались еще ниже, то лениво приподнимались.

Приняли упор лежа

И вот минули уже два месяца нового, 2023 года. Два месяца в новой реальности, не испорченные и не приукрашенные прошлыми достижениями или провалами. Их итоги удивительным образом совпали со средним числом продаж за весь прошлый год. По данным агентства «Автостат», за январь и февраль было зарегистрировано 110,7 тысяч новых легковых и легких коммерческих автомобилей. И это примерно ⅙ от всех регистраций, сделанных за тяжелый 2022-ой. Что недвусмысленно свидетельствует о своего рода стабилизации, достижении определенного порога, ниже которого падать нет ни оснований, ни резонов. Отсюда всенепременно начнется подъем.

Что еще интересного и духоподъемного принесли нам два первых месяца года? Конечно же, положительная динамика производства и импорта транспорта, имеющего важное значение для экономики. Количество регистраций тяжелых грузовиков выросла на 5%, а автобусов — на 12% по отношению к тем же двум докризисным месяцам. Если кто-то скажет, что это не повод для оптимизма, позволю себе с ним не согласиться.

Фото globallookpress.com

Старая, радуйся тихо!

Что касается легковых и легких коммерческих автомобилей, то тут пока можно вспомнить слова Одиссея, обращенные к его няньке: «Старая, радуйся тихо! Сдержись, не кричи от восторга!» Ибо радоваться действительно нечему, следует лишь осторожно удивляться: «Ну надо же, не сдохли»!

На ближайшие несколько лет ситуация стабилизировалась, и спрогнозировать путь ее развития не составляет труда. Рынком будут рулить китайцы и АВТОВАЗ. Никаким иранцам, индусам и угандийцам тут не светит. Да, общее качество представленных марок и моделей станет пониже, разнообразие — поменьше. Но хотя бы реальные машины понемногу начнут в салонах появляться. Основной массе водителей глубоко пополам, на чем будут ездить мажоры. В конце концов, пусть себе Ferrari привозят индивидуально.

В длинном списке брендов, официально присутствующих у нас, почти вся февральская десятка лидеров занята «Ладой» и «китайцами». Вот они и будут станут локомотивом возрождения автомобильной индустрии. А насколько быстро она будет раскочегариваться — сие зависит и от внешних условий, и от нашей самоорганизации в границах отечественной экономики. К сожалению, веры в гениальность нынешних руководителей экономического блока нет, но Россия всегда каким-то образом умудрялась вылезать из… ну скажем, из ямы, даже вопреки всем усилиям родных элит удержать ее там.

Фото: АвтоВзгляд

Параллельные «корейцы» и параллельный импорт

Есть, правда, в этом уравнении одна загадочная переменная. На 5 и 6 строках чудесным образом удерживаются Kia и Hyundai, хотя и продемонстрировавшие падение по отношению к прошлому году на 74%. Сдаваться бывшие безоговорочные повелители бюджетного сегмента не собираются, надеясь пересидеть смутные времена без резких демаршей. Как говорится, либо ишак сдохнет, либо падишах. А «корейцы» — вот они, тут как тут. Видимо, есть у них еще, чем подкормить рынок: регистрации иномарок российской сборки составили за февраль 20% от общего количества. И свалить все на один Haval не получится, хоть ты тресни — масштаб не тот.

Что ожидаемо не оправдалось — так это чрезмерные ожидания от параллельного импорта. Вопреки мечтам чиновников он изначально задумывался не как панацея от разрыва официальных связей с иностранными производителями, а лишь как временная подпорка. Именно поэтому в феврале подобным макаром было завезено всего 11% от всех зарегистрированных новых легковушек. Чисто для справки — в минувшем декабре их было 12%.

Процент туда-сюда не играет роли, но тенденция налицо — никакого роста. Весьма вероятно, что в ближайшее время количество таких машин сократится до величин совсем уж несущественных, поскольку и США, и их европейские вассалы собираются в своем санкционном давлении обратить главное внимание на пресечение возможностей обхода этих самых санкций — то есть, особенно активно бороться именно с «серым» импортом.