Многие, наверное, уже обратили внимание на то, что большинство европейских автомобильных марок за прошедший год если еще не ушли из России «с концами», то продемонстрировали явное намерение двигаться в этом направлении. С «японцами» примерно такая же ситуация. А вот «корейцы»…
Они как бы не работают на российском рынке, но и не уходят. Хотя и делают вид, что их тут нет. Однако на днях появилась информация о возобновлении работы питерских производственных площадок Hyundai в интересах казахского авторынка.
Странности поведения «корейцев», вроде как полностью следующих в санкционном и политическом фарватере США в частности и Запада вообще, на самом деле имеют вполне прозрачное объяснение. Они просто не могут себе позволить «потерять» Россию и ее рынок по объективным причинам. Мало кто знает, но один из «азиатских тигров», Южная Корея то есть, в последние годы чахнет практически на глазах.
Коронавирусные локдауны, дефицит полупроводников в мире, протекционистские меры в экономиках многих стран — все это подрубило корейский экспорт самым жестоким образом. И все это на фоне того, что у Страны утренней свежести толком нет никаких природных ресурсов.
Она живет и процветает фактически благодаря своей промышленности, которая закупает за рубежом сырье, перерабатывает его в высокотехнологичную продукцию и продает за рубеж. Этакая страна-завод. И вот уже который год это предприятие испытывает серьезные проблемы со сбытом. Достигнув пика в 3,23% в 2017 году, доля Кореи на мировом экспортном рынке постоянно снижалась и упала до 2,83% к концу 2022 года.
А тут еще прогнозируют общее замедление роста всей мировой экономики — с 3,5% в 2022 году до 2,5% в 2023-ем. Страна-завод прочувствует это на своей шкуре по полной программе. Но это еще полбеды. Эксперты считают, что 2023-ий станет для Южной Кореи первым годом, когда ее демографические проблемы явно повлияют на экономику.
Тут наблюдается чуть ли не самая низкая рождаемость в мире — 0,78 ребенка на каждую женщину (в 1983-ем — 2,1 ребенка). Тенденция не меняется, несмотря на титанические усилия местного правительства стимулировать рождаемость. И вот теперь многие корейские компании вынужденно сокращают производство из-за банальной нехватки рабочей силы. Все эти эффекты, разумеется, сказываются и на корейском автопроме.
Поэтому российский рынок, российские природные и людские ресурсы для корейцев — своего рода спасательный круг. Возможно даже — ключ к выживанию во все усиливающейся конкуренции с мощнейшей китайской экономикой. Именно поэтому они ни в какую не хотят сворачивать свою деятельность в нашей стране.
И больше того: как только международная политика позволит возобновить активность в РФ, корейский автопром первым бросится восстанавливать и развивать у нас свой бизнес. Можно предположить, что это касается не только Hyundai/Kia, но и других корейских автопроизводителей. Бесславно «слившийся» из России много лет назад SsangYong, 62% акций которого в прошлом году выкупил корейский промышленный конгломерат KG Group, вполне может вернуться к нам — с новыми силами, так сказать. Как, кстати, и автомобили марки Samsung. Под этим брендом в Корее производят машины альянса Renault-Nissan.
В общем, как только геополитика позволит, «корейцы» немедленно вернутся в Россию. Главное — чтобы им нашлось место на авторынке страны, который к тому моменту наверняка будет плотно забит китайскими автобрендами.