257746

Российские власти гнобят уникальный мотор, способный вывести отечественный автопром на новый уровень

Как работает ДВС без масла
Со времен лесковского «Левши» отечественная бюрократия изо всех сил старалась избежать ответственности за что бы то ни было. И потому гнобила на корню многие изобретения российских ученых, на которых потом за рубежом делались состояния и создавались целые отрасли промышленности. Возможно, мы сейчас наблюдаем очередной акт этой извечной российской «оперы». Так, порталу «АвтоВзгляд» совершенно непонятно, почему даже Администрация Президента РФ, не говоря уж о НАМИ и отечественных автозаводах, зарубила реально перспективную разработку ДВС, способного перевернуть весь автопром. О чем нашей редакции рассказал сам изобретатель.
Поделиться
Изображение Российские власти гнобят уникальный мотор, способный вывести отечественный автопром на новый уровень

Все знают принцип действия рабочего цилиндра двигателя. Это круглого сечения «дырка в металле», по которой двигается поршень, связанный через шатун с коленвалом. А чтобы уменьшить трение между поршнем и стенками цилиндра, все это хозяйство смазывается маслом из картера. Но, оказывается, можно это трение свести практически к нулю и избавиться от системы смазки, повысив при этом КПД. Додумался до того, как этого добиться Дмитрий Анашин, старший преподаватель кафедры автоматизации и роботизации технологических процессов РГАУ-МСХА имени К. А. Тимирязева.

Трение в цилиндре ДВС возникает из-за того, что шатун постоянно пытается «перекосить» поршень относительно стенок цилиндра. Кроме положения «вертикально вниз». Следовательно, чтобы убрать трение, нужно чтобы шатун на протяжении всего рабочего цикла двигателя находился в такой позиции. Анашин решил, что для этого требуется сделать цилиндр не прямым, а подковообразным. И шатун тоже должен повторять этот изгиб. Усилие с него передается не на коленвал, а на эксцентрик. И можно запихнуть в этот цилиндр не один, а два поршня, которые будут ходить навстречу друг другу — как в танковом двигателе 5ТДФ.

Для экономии затрат на изготовление цилиндро-поршневой группы имеет смысл выбрать не круглое, а прямоугольное сечение цилиндра и поршня. Это позволит не связываться с литьем, а обойтись более дешевой штамповкой. По отдельности все эти технические решения были известны и раньше, но Анашин собрал их вместе. Причем конструкция уже запатентована.

Модель двигателя Дмитрия Анашина

Поскольку «Тимирязевка», на которую оформлены патентные права, заведение все-таки «сельскохозяйственное», опытный образец мотора изготавливается (за счет изобретателя, кстати) в двухтактном варианте с прицелом на применение в садовой технике. Но ничто не мешает изготовить и четырехтактный движок такого типа, и дизельный, масштабировав его под любые задачи.

Казалось бы: не мотор, а мечта автопроизводителя. Плоский, компактный, не требует замены масла. «Запихнул» его под днище машины и катайся на здоровье. Но нет! По словам Дмитрия Анашина, пробиться в автопром с такого рода технической «революцией» затея, как оказалось, бесперспективная. Всех все и так устраивает. Инженер рассказывает, что интерес к его двигателю проявляли разработчики авиационных беспилотников, но вкладываться в создание производства мотора «с нуля» они себе позволить не могут.

Еще до начала СВО, в 2021 году, Анашин даже обращался за поддержкой в Администрацию Президента России. Оттуда его письмо «спустили» в Минпромторг. Минпромторг отфутболил в НАМИ. А из НАМИ изобретателю пришла отписка в том духе, что, мол, вы молодец, но российскую промышленность вполне устраивают те моторы, которые поступают к нам по импорту. А поэтому «двигатель Анашина» никому не нужен…

Сейчас в России обстановка уже далеко не как в 2021 году. И это дает некую надежду, что оригинальная отечественная идея реализуется раньше, чем ее скопирует какой-нибудь шустрый китаец и начнет поставки «инновационных моторов» краденной конструкции в нашу страну…