33268

Почему киргизский автопром не поможет России? Да потому, что гладиолус

Спасение утопающих — дело рук самих утопающих
Новые проекты по укреплению автомобилестроения в Киргизии не на шутку возбудили представителей отечественных СМИ. Немедленно начались рассуждения о том, что именно эта заграница нам поможет. Портал «АвтоВзгляд» прикинул, удастся ли не самой населенной, не самой богатой и не самой технологичной стране решить сугубо наши внутренние проблемы.
Поделиться
Изображение Почему киргизский автопром не поможет России? Да потому, что гладиолус

Автомобильным экспертам за последнее время так осточертела китайская тема, что они изо всех сил пытаются найти ей альтернативу. А поскольку альтернативы как-то не просматривается, то в ход идут самые провокационные вбросы — например о том, что российский автопром скоро будет спасен… ну хотя бы Киргизией.

Эпидемия киргизофилии

Невольным «нулевым пациентом» стал автор одного телеграм-канала, опубликовавший следующую новость: «За первые 5 месяцев этого года Кыргызстан отправил на экспорт в Россию и Казахстан в общей сложности 2741 автомобиль — в 11 раз больше, чем за тот же период 2022 года. <…> Но скоро к нам пойдут и новые машины именно киргизской сборки. В мае в Чуйской области начали строить небольшой заводик — совместно с компанией UzAuto из Узбекистана. На заводе в Ак-Суу будут собирать автомобили Chevrolet и Isuzu. Хотят наладить сборку 19 моделей. В течение первого года крупноузловым методом соберут 10 тысяч машин. А затем хотят делать по 30 тысяч в год — уже мелкоузловым методом, причем часть компонентов будет местного производства».

Несмотря на обилие в тексте неопределенностей, обозначенных словами «будет», «хотят», «начали», эпидемия быстро распространилась по СМИ. А что — может быть, в этом и есть великая сермяжная правда?

kluz-photos.kcdn.

Маленькая гордая Киргизия станет мировой автомобильной державой и спасет российский рынок от товарного дефицита. К сожалению, нет — чудес не бывает, хотя количество экспортированных из азиатской республики в Россию автомобилей у эксперта явно занижено.

Возвращаем непопулярное

Согласно данным агентства «Автостат», только в мае 2023 года в нашей стране было зарегистрировано около 2450 новых легковушек, прибывших из Киргизии. Но даже с этой поправкой объемы поставляемых оттуда автомобилей незначительны и составляют всего 4,8% от нашего изрядно просевшего рынка. Никакие 10 тысяч дополнительных машин в год ситуацию не изменят, да и 30 тысяч через несколько лет покажутся каплей в море. Также следует обратить внимание на то, что именно будут собирать на маленьком заводике в Ак-Суу. Предполагается, на конвейере обживутся Chevrolet Cobalt и какие-то модели Isuzu. Такая номенклатура сразу навевает грустные мысли.

В 2014 году, когда российский рынок чувствовал себя неплохо, было продано всего 15 131 «Кобальтов», что составило 0,6% от общего объема реализованных легковушек. Даже среди других моделей бренда, представленных тогда у нас, эта оказалась лишь на четвертом месте, пропустив вперед Niva, Cruze и Aveo. Неудивительно, что в 2015 году компания приняла решение о прекращении продаж Cobalt в России из-за низкого спроса. Что касается Isuzu, то японская марка никогда не пользовалась оглушительным успехом в России. В том же 2014-м наши соотечественники купили всего 766 автомобилей Isuzu, причем это были исключительно грузовики — NLR85 и NMR85

Фото sputnik.kg

Малый политик

Помимо всего прочего, никто не снимал вопрос — зачем нам нужны модели, которым исполнится сто лет в обед? Да и с качеством не все ясно. Смогут ли киргизы обеспечить приемлемый уровень своих поделок, сравнимый хотя бы с современными китайскими машинами? У меня на этот счет есть большие сомнения. Впрочем, сомнения есть и по поводу реальности планов. Будет — не будет построен этот маленький заводик, начнет — не начнет он выпуск заявленных моделей, выйдет — не выйдет он на декларируемые объемы? Все это вилами на воде писано.

Да оно и не важно. Если уж могучий Китай, первая экономика мира, не может помочь нам наполнить рынок, то куда там Киргизии с населением в пол-Москвы. Киргизия — слишком «малый политик, можно сказать — никакой политик».

Так что, как ни крути, придется нам самим что-то предпринимать, а не ждать, когда на помощь прибегут казахи, узбеки, киргизы и с головой завалят нас дешевыми, но качественными автомобилями. Спасение утопающих — дело рук самих утопающих.