Смысл всех этих игр в наименование-переименование, честно говоря, улавливается с трудом. Ну вот, к примеру — зачем было выпускать на брошенных Renault производственных площадях именно «Москвичи» вместо того, чтобы честно клепать там JAC JS4 и JAC A5 Plus из завезенных машинокомплектов, не заморачиваясь вульгарным переклеиванием шильдиков?
Шулерский ход
— Если на клетке слона прочтешь надпись «буйвол', не верь глазам своим, — советовал Козьма Прутков. Однако же, уважения к словосочетанию «отечественный автопром» такой откровенно шулерский ход не прибавляет. Напротив, он вызывает у кого смех, у кого разочарование, ибо все прекрасно знают, что таится под зубчатым логотипом на капоте.
Тем не менее, представление о желательности подобных трансформаций накрепко засело в головах некоторых представителей российской власти. Застрельщиком как всегда выступил глава Минпромторга Денис Мантуров, заявивший в июне агентству РИА «Новости», что его министерство поддерживает возрождение автобренда «Ока»: «Мы будем всячески поддерживать тех коллег из автопрома, кто выйдет с такими предложениями, готовы такой вопрос рассмотреть оперативно». За «возвертание взад» исконных-посконных российских марок ратовал также и Вячеслав Володин.
— В скором времени начнется выпуск автомобилей «Волга». Планируем востребовать и его', — заверил «Российскую Газету» председатель Государственной Думы в августе. Кто собирается востребовать сей автомобиль и для каких целей, он, к сожалению, не уточнил.
От «Горбатого» до «Мыльницы»
И совсем недавно коллегу-думца поддержал сенатор и член комитета по экономической политике Дмитрий Ворона, давший пространное интервью «Парламентской газете». Помимо прочего, он пообещал восстановить Запорожский автомобилестроительный завод:
— Мы однозначно верим, что вернем это предприятие и восстановим его. Завод «Коммунар», как он изначально назывался, планировался для производства народных автомобилей, поэтому вокруг Запорожья была создана полная производственная цепочка, чтобы обеспечивать локальное производство автомобилей. Вы, конечно, помните и «Запорожец», и «Таврию», а затем Daewoo. У нас были проблемы с двигателями, но я думаю, когда вернемся к производству полного цикла, они будут решены.
Да, уважаемый Дмитрий Николаевич, мы хорошо помним и «Таврию», и Daewoo. Мы даже помним все «Запорожцы», начиная от ЗАЗ−965, носившего малопочтенные прозвища «Горбатый» и «Еврейский броневик», и до ЗАЗ−968, именовавшегося в просторечии сначала «Ушастым», а по потере боковых воздухозаборников — «Мыльницей». Впрочем, с ними вы вряд ли могли познакомиться близко, ибо их выпуск был прекращен аккурат к вашему 14-летию.
Надо заметить, что проблемы там были не только с двигателями, но также с системой охлаждения мотора, подвеской, комфортабельностью и отоплением салона, с дизайном, наконец. «Таврия» и Daewoo также не отличались высокими потребительскими свойствами даже на уровне «народного» автомобиля — разве что цена была сравнительно приемлемой.
Полчаса позора
Стремление представителя Запорожской области в Совфеде лоббировать создание в своем регионе рабочих мест и прибыльного предприятия, в общем-то, понятно. Только что г-н Ворона собирается возрождать на заводе, который к слову находится пока на территории, занятой ВСУ? Очередной китайско-русский бейдж-инжиниринг? Или собственное производство на базе несуществующих пока технологических решений? А может быть, реальное воплощение заявленных намерений тут вообще не имеет никакого значения?
Есть большие подозрения, что все дело тут банально в пиаре. Компания «Открытие Авто», входящая в группу ВТБ, поделилась очередными результатами своих социологических исследований: 73% опрошенных считают возрождение российских брендов советских времен хорошей идеей и лишь 27% против их возврата. Потрафить разом трем четвертям населения России — это же так здорово и полезно для карьеры.
Жаль только, что приведенные «Открытием Авто» цифры вызывают сильное недоверие. Если, конечно, за положительный ответ не принимались реплики вроде: «Да возрождайте что хотите, у меня своих забот по горло». Но как бы то ни было, Дмитрию Вороне стоит подождать, пока окончательно вымрут те, у кого при слове «Запорожец» начинается нервная дрожь, и кто прекрасно помнит, что говорили об этом инженерном недоразумении в советские времена, по которым сейчас так модно ностальжировать: «Полчаса позора, зато не пешком!»
Не надо лохматить бабушку — как в прямом, так и в фигуральном смысле этого выражения.