В реальности такого продукта, как электромобиль «Атом», до сих пор не существует. Пока широкой публике представлен даже не предсерийный, а лишь функциональный образец — то есть, собранный на коленке штучный прототип, отличающийся от будущего изделия и задействованными производственными технологиями, и материалами. Другими словами: то, что мы можем сейчас посмотреть и потрогать руками, весьма далеко от машин, которые может быть когда-нибудь сойдут с конвейера.
Маленькое чудовище
На данном жизненном этапе проекта невозможно всерьез говорить о каких-то технических характеристиках и электронных системах. Однако энтузиастов из АО «КАМА» это не останавливает. Помимо габаритов они, ничтоже сумняшеся, раскрывают данные о запасе хода, времени зарядки и разгоне до 100 км/ч — то есть, параметры, которые требуют обязательного подтверждения ходовыми испытаниями, и которые виртуально определяются весьма неточно.
Если все-таки принять все сказанное на веру, то вырисовывается вполне определенный образ будущего электромобиля-гаджета. Эдакая кроха размером с Renault Sandero Stepway, под завязку напичканная всевозможной электроникой — начиная с систем безопасности и кончая крайне нужными в легковушке развлекухами: маркетплейсом приложений, бесконтактной покупкой услуг и товаров, платформой доступа к мессенджерам, соцсетям и даже приложением для знакомств в пробке.
Разработчики постарались на славу. В «Атом» они втиснули все, что превращает транспортное средство в грозное орудие, несущее нешуточные риски для любого соседа на дороге. И в этом аспекте присутствие страховой компании в числе акушеров, помогающих рождению маленького чудовища, вполне объяснимо. При этом руководство «Ренессанс Страхования» уверяет, что используют опыт своих инженеров в вопросах минимизации последствий ДТП для электромобиля «Атом», а также устроит экспертизу андеррайтеров в части снижения вероятности наступления ДТП — что бы это ни означало.
Нестандартные советы
— Наша экспертиза в урегулировании сотен тысяч страховых случаев позволяет предложить производителю интересные нестандартные решения, которые в разы снизят тяжесть последствий ДТП, — заявил вице-президент компании «Ренессанс Страхование» Владимир Тарасов.
Все-таки, дураки были наши предки, отдававшие проектирование машины инженерам-конструкторам. К страховщикам надо были идти! Ведь в качестве одного из таких нестандартных советов «Ренессанс» предложил сделать бампер электрокара из пяти отдельных компонентов. Это-де позволит при необходимости заменять только поврежденные элементы, а не весь бампер целиком. Ну да, он ведь служит не для обеспечения пассивной безопасности, а исключительно для красоты.
Такси! Дайте три!
Можно представить себе, какова будет цена этого миниатюрного монстра при том, что «электрички» вообще недешевы. Рассчитывать на ажиотажный спрос со стороны физических лиц явно не приходится. Все выглядит, как в одесском анекдоте:
— Это шо, бычки? Это воши! Это же продавать надо с лупой! Где я возьму тебе в Одессе столько умалишенных, которые этих карапузов купят?..
Привлечение к проекту на самом раннем этапе страховой компании с большим опытом в сегменте корпоративных автопарков как бы намекает. Тем более, что в числе партнеров также значатся каршеринги «Ситидрайв» и BelkaCar. Но и тут предвидятся многие печали. Прежде всего — на кой ляд кому-то сдался в качестве такси или каршеринга автомобиль-кроха, напичканный по самое-не-хочу электронными системами отвлечения внимания и — в виде компенсации — вооруженный максимальным перечнем опций активной безопасности уже в базовой комплектации. Для перевозки пассажиров и вещей игрушка совершенно бесполезна из-за своих габаритов, но при этом чертовски дорога, что неизбежно скажется на амортизационных затратах.
Но похоже, что эти проблемы совершенно не волнуют руководителей АО «КАМА». Более того, оно уже начало стричь купоны — кует денежку, продавая свитшоты, футболки и худи с логотипами «Атома» по цене от 2,5 до 5 тысяч рублей.