В 2022 году немецкие автостроители оголтело и тотально объявили об уходе с российского рынка: договоры расторгнуты, дилеры брошены, клиенты посланы. Тяжелый люкс внезапно стал тяжелой обузой — не даром площадки trade-in китайских ДЦ забиты некогда желанными автомобилями. Под нажимом собственного правительства германские компании свернули прибыльный бизнес на давно обжитом рынке, на котором годами получали прибыль. Ну как — свернули…
Внезапно выяснилось, что отказ был пресс-релизный, то есть максимально удаленный от истинного положения дел. За громкими заявлениями должностных лиц не стояло ничего, кроме политики, а она, как известно, весьма ветреная барышня. Сегодня здесь — а завтра там. В данном конкретном случае, «там» оказалось поиском всех возможных путей и вариантов поставок в богатую и щедрую Россию, где принято прибедняться, рассказывая о сложных временах, а потом покупать себе дорогой немецкий автомобиль. От таких покупателей не отворачиваются.
Итог вышел весьма показательный: немцы ушли из России, но «пришли» в Центральную Азию. Согласно отчету Института международных финансов IIF, экспорт немецких машин и запчастей, например, в Киргизию за 9 месяцев текущего года вырос, по сравнению со спокойным 2019-ым, внимание, на 5500%!
Нет, ошибки в цифре нет, на пять тысяч пятьсот процентов или в 55 раз. Похорошела Киргизия, не правда ли? Резко разбогатела, причем массово, и переключилась с непререкаемого ранее японского, исключительно на немецкий автопром! Любопытно, конечно, было бы взглянуть, как чувствует себя хрустальная немецкая подвеска и хрупкая высокотехнологичная электроника на киргизских дорогах…
Не отстают от киргизов и казахи, армяне и грузины. Там цифры скромнее, но тоже весьма впечатляющие: +720%, +450% и +340% соответственно. В любом другом случае этот экономический феномен был бы рассмотрен на самом высоком научном уровне, тщательно изучен, а после премирован, как минимум, нобелевской медалью. Однако тотальный рост благосостояния бывших республик СССР никто изучать не станет, потому что даже самые оголтелые и безумные европейские умы понимают: 99,9% этих машин в итоге отправляются в Россию.
Ту самую, где экономика доживает свои дни, на прилавках пустота, а народ вот-вот взбунтуется от голода. Более того, провернуть подобную аферу «на коленке», то есть своими силами, невозможно: речь идет о слишком большом объеме. Тут попахивает сговором, с привлечением и широким участием тех самых производителей, чьи менеджеры кричали о необходимости тотальной изоляции и полном исходе из России. Менеджера ведь можно уволить за профнепригодность, а деньги не пахнут.