Отечественные энтузиасты электромобилизма, традиционно примолкающие в зимний период, тем не менее не устают тыкать в нос автоскептикам статистические проценты роста продаж этих ТС в России. Формально придраться к их выкладкам сложно. За прошлый год на нашем рынке было реализовано всего лишь около 3000 «электричек», а по итогам 2023-го ожидается реализация не менее 10 000 таких ТС. Причем некоторые аналитики называют цифры аж в 12 000—13 000 единиц!
В случае «сбычи» подобного рода прогнозов можно будет говорить о взрывном росте спроса на электромобили в нашей стране — в 4—4,5 раза. В крови фаната электромобилизации всея Руси от таких цифр эндорфин должен зашкаливать. Но только зря все это. Подобные темпы роста возможны лишь по одной простой причине: из-за крайне низкой «базы», относительно которой какие-то 10 000—13 000 машин в год кажутся фантастическим успехом. Напомним, что по итогам 2023 года авторынок России, как ожидается, покажет объем на уровне не менее 900 000 легковых авто. Кое-кто прогнозирует 1 млн. продаж. Такое расхождение в «электромобильном» контексте не принципиально.
Даже в самом лучшем случае рыночная доля «электричек» в 2023-ем составит не более 1,4%. Согласитесь, что такая цифра смотрится уже не особо духоподъемно. С учетом того, что в нормальные времена российский авторынок находился на уровне 1,6—1,8 млн. легковушек и LCV в год, — вообще грусть.
Пусть в стране за год наберется даже не 10 000, а хоть все 20 000 эксцентричных личностей, желающих пилотировать помесь умного пылесоса и нормальной машины! Все равно «погоды» на нашем рынке они не сделают и «электрички» останутся крайне нишевым транспортом.
Что, кстати, подтвердили последние мощные снегопады, обрушившиеся на европейскую часть России. Как только погода основательно испортилась, количество электромобилей на дорогах устремилось к нулю: неплохой индикатор истинного доверия россиян к подобного рода технике.
Этот факт перекликается с результатами опроса, проведенного порталом «АвтоВзгляд» среди своих читателей. Мы спросили у них: «Верите ли вы в будущее электромобилей в России»? Вопрос, как видите, позволяет получить представление об интегральной оценке идеи применения электротранспорта в российских условиях.
Всего в исследовании приняли участие 10 350 человек. Из них подавляющее большинство — около 8000 респондентов (73%) — ответили, что не верят в будущее электромобилей у нас. И лишь почти 3000 (27%) считают российские перспективы электротранспорта вполне радужными.
Будущее, разумеется, нас всех когда-нибудь рассудит. Однако настоящее, как мы видим, позволяет усомниться в адекватности отечественных адептов электромобилизации.