Пищу для мрачноватых умозаключений подкинул сам глава АВТОВАЗа Максим Соколов. Хотя и явно не специально. Произошло это на днях в Ижевске на презентации электрического варианта LADA Largus. Как объяснил президент АВТОВАЗа порталу «АвтоВзгляд», дальнейшее развитие российского авторынка зависит исключительно от мер государственной поддержки отечественного производителя. Поскольку конкурировать с Китаем в этой области для нас просто не реально.
Ведь масштабы рынка Поднебесной таковы, что позволяют организовать выпуск комплектующих миллионными тиражами, что обеспечивает им низкую цену. Мол, почувствуйте разницу между объемом российского рынка на уровне 1 млн. единиц легковых ТС в год и порядка 30 млн. продаж за этот же период в Китае.
При этом г-н Соколов совершенно справедливо утверждает, что не гоже отдавать деньги наших потребителей китайцам. Хотя сейчас именно так оно и происходит: в денежном выражении на долю отечественных производителей автомобилей приходится немногим более 10% национального авторынка. Остальное забирает преимущественно «китай».
И при этом тот же АВТОВАЗ, по словам Соколова, намерен к 2030 году занимать на российском авторынке долю не менее 30—35%. То есть предприятие явно не планирует оказаться «съеденным» китайскими товарищами. Такого результата можно достичь лишь уже упомянутым способом — господдержкой.
Хотя отечественный авторынок уже и так мощно отгорожен от «угрозы с Востока» — запретительными таможенными пошлинами и недавно добавившимся к ним гигантским утильсбором. Но этого, судя по всему, все равно мало — раз требуются дополнительные «подпорки» со стороны государства. И скорее всего они появятся — ведь ставку того же утилизационного сбора правительство повысило минувшим летом чуть ли не по первому требованию главы АВТОВАЗа.
Но вот к чему это приведет? В итоге отечественный автопроизводитель получит гарантированный рынок сбыта — в той или иной форме. Либо это будет стабильный госзаказ, либо существенные дотации из бюджета на приобретение автомобилей российских брендов. Или, например, тех же таксистов (скажем, через условия лицензирования) добровольно-принудительно пересадят на посконно-отечественные «колеса».
Такая промышленная политика поставит российские автозаводы в фактически тепличные условия. Примерно в таких сейчас существует УАЗ, прекрасно себя чувствующий в качестве поставщика легкой колесной техники в интересах армии. Оно, конечно, жаль, но в недалеком будущем, благодаря все новым мерам господдержки, российский автопром с большой долей вероятности превратится во нечто типа «УАЗ и точка». Обрадует ли это событие потребителия — отнюдь не факт. Но все к тому идет.