Наглыми попытками вытрясти лишнюю пару сотен баксов с простака-покупателя американские автодилеры окончательно достали государство. Достали до такой степени, что независимое агентство по защите прав потребителей — Федеральная торговая комиссия (FTC) — доработала, наконец, свое же собственное предложение, которое мусолила с прошлого года. Оно получило название «Правила по борьбе с мошенничеством в розничной торговле автомобилями» (Правила CARS).
Американцы — за честный автобизнес
Детище FTC, увидевшее свет только намедни, состоит из четырех положений, призванных ознаменовать собой нерушимые принципы честности и деловой прозрачности. В нем черным по английскому написано, что, во-первых, дилерам запрещается искажать важную для покупателя информацию.
Во-вторых, от них требуется четко обозначить запрашиваемую цену, по которой потребитель реально может приобрести автомобиль. В-третьих, навязывание дополнительных услуг, не приносящих очевидной пользы, объявляется незаконным. В-четвертых, перед получением платы дилеры должны убедиться, что клиент согласился на покупку совершенно осознанно, и у него не осталось неразрешенных вопросов по сути сделки. Весьма довольная собой, Федеральная торговая комиссия нарисовала благостную картинку того, как будет функционировать сфера продаж автомобилей после принятия ею вышеизложенных правил.
Честная конкуренция, четкие и одинаковые для всех стандарты торговли, обоснованные цены без навязанных допов и, как следствие — довольные покупатели, которых переполняет лояльность к выбранным ими автосалонам. Вот только Национальная ассоциация автодилеров США резко выступила против введения Правил. Почему бы это? Они ведь тоже за честный бизнес, или нет?
Мы впереди планеты всей
Американцы не одиноки в своем стремлении обуздать алчность продавцов автомобилей. Абсолютно тождественная картина наблюдается и по сю сторону океана.
Мы ж похожи с ними очень! Та же гордость, мессианство.
Тоже умники и тоже трепачи.
Если мы научим янки пьянке, а они нас пуританству,
Нас вообще родная мать не отличит.
Более того, наше государство внедрило в жизнь свое видение честной торговли немного раньше американцев. С 30 октября 2023 года вступил в силу ФЗ № 505-ФЗ с корявым бюрократическим названием «О внесении изменений в статью 14.8 КоАП РФ». В отличие от американского образца, который представляет собой, по сути, лишь благие пожелания, наш предусматривает вполне конкретное наложение административного штрафа за попытку навязать потребителю дополнительные товары, работы или услуги за отдельную плату.
Размер пени установлен в размере от двух до четырех тысяч рублей для должностных лиц и от двадцати до сорока тысяч рублей для юрлиц. У любого водителя сразу же возникает ассоциация с продажей автомобиля, нафаршированного под самую крышу ненужными покупателю дополнительными, часто бесполезными, опциями.
А Баба-яга против
Что характерно, наши дилеры тоже не в восторге от нового закона, полноценному внедрению которого они готовы оказать организованное сопротивление. К примеру, руководитель проекта по дополнительному оборудованию АГ «Авилон» Вадим Волков, в целом одобрительно отзываясь о новации, замечает мимоходом, что действие документа распространяется не только на сеточки и коврики, но и на дополнительные услуги: «Закон касается не только дополнительного оборудования, а допуслуг в целом (страхование жизни, расширенная гарантия, юридическая поддержка, помощь на дороге и так далее). Но для вынесения наказания нужна весомая доказательная база совершенного нарушения, где клиенту что-либо навязали или через навязывание отказали в покупке».
«Ассоциация российских автомобильных дилеров (РОАД)» в свою очередь считает, что закон может стать основанием для репрессий в отношении торговцев машинами. Так, исполнительный директор РОАД Вячеслав Жигалов отмечает, что бывают в жизни ситуации, когда дилеру приходится выбирать между собственным выживанием и неукоснительным соблюдением прав потребителей.
Впрочем, беспокоиться российским автодилерам пока рано. Как бы они ни плакались, у них остается масса лазеек, чтобы обойти пресловутый закон. Да и суммы штрафных санкций по нынешним временам просто смешные. А главное — до конца 2024 года действует мораторий на проверки бизнеса, и по факту этого закон пока не работает.