3491

«Росавто», как кома российского автопрома: рецептов спасения нет ни у кого

Эксперты спорят о будущем отечественного автостроения
Бывший президент РОАД недавно вступил в заочную перепалку с действующим президентом Ассоциации «Российские автомобильные дилеры» нынешним. Тема пикировки — категорическое несогласие по средствам и способам, которыми можно еще вытащить автомобильную отрасль страны из кризиса. Портал «АвтоВзгляд» считает, впрочем, что трезвого взгляда на ситуацию, по большому счету, не хватает им обоим.
Поделиться
Изображение «Росавто», как кома российского автопрома: рецептов спасения нет ни у кого

История началась с рядовой пресс-конференции Алексея Подщеколдина, нынешнего главы РОАД. В своем выступлении он не сделал никаких эпохальных открытий, а просто констатировал известный всем факт, что гордиться отечественными машинами, и в первую очередь — легковушками, мы не можем.

Даешь «Росавто»!

Г-н Подщеколдин вполне обоснованно заявил, что подержание нынешнего статус-кво ничего хорошего нам не сулит, поскольку уже сейчас учебные заведения не готовят квалифицированных специалистов, которым завтра надо было бы работать на заводах или в автосервисах. Программы профессиональной подготовки также безнадежно отстали от жизни, они не учитывают ни новых конструкций автомобилей, ни новых технологий.

Выход из катастрофического положения уважаемый Алексей Геннадьевич видит в создании новой государственной корпорации. Он приводит в пример строительство ледоколов под эгидой «Росатома», запуск космических аппаратов «Роскосмосом» и производство вооружений «Ростехом». Отсюда — его уверенность в том, что для эффективного функционирования отрасли требуется ни больше ни меньше, как еще одна госкорпорация — «Росавто».

В сферу ее ответственности следует включить создание новых производств, распределение заказов по функционирующим предприятиям, ведение научной деятельности через подконтрольные институты и подготовку квалифицированных кадров. Ведь существовало до 1991 года Министерство автомобильной промышленности со штатом в 500 человек и порядка десятка отраслевых институтов! Сейчас же всем комплексом вопросов автоиндустрии занимаются 17—20 человек в Минпромторге.

Мегаудивительная история

Эти, в общем-то банальные, соображения не на шутку возбудили Олега Мосеева, экс-президента РОАД, занимавшего эту должность с 2016 по 2020 годы, а с 2011-го исполнявшего там же обязанности вице-президента. Вот выдержки из его возмущенного послания преемнику:

– Давайте по пунктам. Планирование, производство автомобилей и запасных частей — это мы в Советский Союз, во-первых. А во-вторых, у нас есть Минпромторг, и там есть департамент автомобильной промышленности и железнодорожного транспорта <…> Зачем нужна еще какая-то госкорпорация — у меня вопрос. Более того, я вообще не понимаю, как можно планировать производство автомобилей и запчастей, когда это — негосударственные предприятия, да еще и иностранные, на которые мы рассчитываем, имея в виду китайские. Плюс эта организация должна коммуницировать с правительством в целом и Минпромторгом в частности по вопросам распределения заказов и созданию новых заводов. Это вообще Совесткий Союз. Мало того, что, в принципе, когда государство чего-то начинает регулировать, заканчивается это всегда одинаково. В отношениях с государством всегда выигрывает государство, а не частный бизнес. Для меня все это мегаудивительная история, и я надеюсь, что все это ничем не закончится…

Фото "АвтоВзгляд".

Как «Росатом», или как «Роснано»?

Я, в общем-то, тоже надеюсь на то, что в нашей стране не появится новый правленческий монстр, пожирающий далеко не безграничные бюджетные средства. И я тоже не отношусь к почитателям СССР. Однако такая своеобразная аргументация, как «это Советский Союз» не внушает доверия, поскольку не является доказательной.

Что касается выпадов в сторону государства и восхваления частного бизнеса, то могу сказать одно. Да, государственное управление — далеко не сахар. Но и частный бизнес в машиностроении и других промышленных отраслях ни черта для этой страны не сделал. Много нам дали такие производственные «гиганты» как ТагАЗ, «Соллерс», Derways и иже с ними? Так что святую уверенность в благотворность «руки рынка», все порешающей, нужно оставить в тех же «святых» 90-х, где она и родилась.

Если говорить серьезно, то претензии к идее Подщеколдина есть. Советский Минавтопром с его штатом и приданными институтами продемонстрировал лишь то, как работать не надо, чему свидетельство — модельный ряд отечественных автомобилей на закате эпохи СССР. И кто сказал, что новая госкорпорация будет работать как «Росатом», а не как «Роснано»? Алексей Геннадьевич сам честно сказал — все зависит от руководителя. Из этого со всей несомненностью следует, что объективных гарантий эффективности работы «Росавто» нет абсолютно никаких.

И второе. Не надо заниматься любимым делом наших чиновников и ставить телегу впереди лошади. Для начала нужно принять государственную программу по реанимации отрасли, просчитать ее экономически и финансово, а уже потом создавать какие-то организации, призванные рулить процессом.