До сих пор все попытки верховной власти силой заставить несуразную отечественную автомобильную промышленность встряхнуться, расправить крылья, поверить в себя и вступить на путь независимого от иностранцев развития наталкивались на организованное сопротивление.
Его оказывала значительная часть чиновников, служащих не только по автомобильному ведомству, но также по экономическому и финансовому, выходцев из всевозможных МБА, ВШЭ и других одиозных структур, или просто занимающих не свое место.
РЕЧЬ НЕ МАЛЬЧИКА, НО МУЖА
Именно они не давали перестроить хозяйственную систему отрасли таким образом, чтобы беспомощная закупка зарубежных узлов и комплектующих сменилась инновационным развитием с опорой на собственные мозги и технологии.
Единожды грамотно присосавшись к магистрали, по которой отработанным маршрутом движутся финансы, они уже не желали для себя ничего лучшего и саботировали любые поползновения изменить статус-кво, талантливо изображая при этом бурную деятельность.
Не то чтоб новизны вводили, — никогда,
Спаси нас Боже! Нет, а придерутся
К тому, к сему, а чаще ни к чему,
Поспорят, пошумят и... разойдутся.
Прямые канцлеры в отставке — по уму!
Неудивительно, что всем программам по углублению локализации производства противопоставлялось вульгарное вранье и очковтирательство, неизменно превращая их в фарс.
Сложно сказать, какая муха укусила первого вице-премьера Дениса Мантурова во время масштабного визита российской делегации в Китай. Но по возвращении на родину он вдруг заговорил словами не мальчика, но мужа.
Ключевым требованием ко всем автопроизводителям — будь они российские или иностранные, включая китайские автоконцерны — является постепенная локализация как сборочных производств, так и выпуска компонентов, заявил он ошарашенным журналистам.
— Мы сегодня договорились о правилах и постепенной локализации и автокомпонентов, и локализации самих автомобильных платформ. Поэтому правила у нас для всех единые, — продолжал жечь глаголом Денис Валентинович. — Если российский автопроизводитель, который приобрел производственную площадку, рассчитывает, что сохранит производство, но не будет ежегодно наращивать локализацию, то, собственно, никакой господдержки не получит...
МИШУСТИН В ПОМОЩЬ
Собственно, ничего другого он сказать и не мог, поскольку в обновленных национальных целях развития на ближайшие годы, утвержденных Президентом РФ, определены совершенно конкретные задачи. И в их числе далеко не на последнем месте значатся достижение технологического суверенитета и формирование новых рынков по ряду критически значимых областей, в число которых, несомненно, входит и автопром.
Понятно, что наши чиновники способны заболтать и загубить любое ценное начинание. Однако так хочется надеяться, что на этот раз у них такой финт ушами не прокатит, и все-таки им придется всемерно споспешествовать научно-технологическому прогрессу в родной стране и созданию глубоко локализованной высокотехнологичной продукции, как того требует глава государства.
Надежды эти подкрепляются искренним возмущением председателя правительства Михаила Мишустина на презентации нового отечественного бренда Volga в Нижнем Новгороде: «У вас где сделан руль, китайский? Хочется, чтобы руль был российский. Это же не так сложно, как локализовать коробку и все остальные элементы».