В России по-прежнему нет опыта разработки базового образца автомобиля, единой, так сказать модульной платформы национального транспортного средства, рассказывает доктор экономических наук, профессор Никита Кричевский. А чтобы таковой в конечном итоге появился, необходим некий изначальный продукт. Однако тривиальное выделение финансирования под обещания и проекты «на бумаге» результата не дадут, уверен эксперт.
Характерным примером в этом смысле собеседник портала «АвтоВзгляд» считает успех Китая. На этапе становления своего автопрома, в КНР создавались совместные предприятия с крупными западными концернами — возникали новые заводы. Параллельно китайцы строили собственные производственные линии. Они постепенно перенимали опыт, компетенции, копировали и транспортные средства, и оборудование для их производства.
— Причем в одном из регионов КНР, где была выше безработица, ставили трудоемкие производства. А там, где безработица — меньше, а компетенции — выше, внедряли более высокотехнологичные, с меньшим числом рабочих рук, предприятия, — рассказывает Кричевский.
Эта кропотливая работа сделала в конечном итоге китайский автопром таким, каким сегодня его знает весь мир. В развитии технологий этой отрасли Китай практически догнал Европу. В качестве и долговечности «китайцам» пока есть куда расти, но буквально за считанные годы они станут лучше европейских машин, уверен профессор. При этом поставщики из КНР уже выигрывают в ценообразовании. Покупать машину по китайским кредитным программам даже в России часто выгоднее, чем оплачивать ее полностью сразу.
Дело в том, что китайские компании не просто заинтересованы в реализации своих изделий, замечает эксперт. Если в КНР появляется готовый продукт, к его продвижению везде, где только возможно, подключается государство. Ведь речь идет про рабочие места, налоги, повышение престижа и, в конечном итоге, про вложения в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР).
— Сейчас политические лидеры КНР — верхи компартии Китая — продвигают идею о расширении экспансии на любые рынки. Конечно, необязательно, чтобы именно на российский. Мы просто оказались этаким подарком для китайского автопрома, поскольку западные концерны от нас ушли, а своей продукции не хватает. И проблемы с расчетами решаются, и кредитные программы в России внедряются.
Китайский опыт — наглядный пример того, как можно развивать автопром большой страны. Более того, в России существуют госкорпорации, которые теоретически могли бы этим заняться, поскольку имеют непосредственное отношение к специализированной высокотехнологичной промышленности, отмечает профессор. И с финансированием проблем не будет. Но такая работа не ведется, и нет внятного ответа, почему, — рассуждает эксперт.
— Я не говорю, что все это должно быть один в один скопировано у нас. Но ведь компании из КНР сейчас что-то делают на наших площадках. Кто или что мешает нам по их же опыту позаимствовать компетенции, например, в производстве автоматических коробок передач?
Нам и строить ничего не надо. Достаточно загрузить мощности, которые уже есть. А вот почему это не делается — большой вопрос. Выражаясь современным деловым языком, отсутствует целенаправленное таргетирование , — отмечает Кричевский.
Таким образом, у российского автопрома есть достаточные ресурсы и возможности для воспроизведения успешного зарубежного опыта для серьезной заявки на относительную самостоятельность.
Хочется верить, что в обозримом будущем нас все-таки порадуют отечественными чудесами техники, сопоставимыми по технологической новизне, надежности и комфорту с ведущими образцами современной китайской промышленности. Желательно — по доступным ценам и побыстрее.