Так, например, представители крупной федеральной транспортной компании «Скиф-Карго» в беседе с корреспондентом портала «АвтоВзгляд» открыто заявили, что китайские автомобили довольно быстро выходят из строя. Но что еще хуже — их сложно ремонтировать.
— Некоторое время назад мы приобрели 18 бортовых грузовиков марки Foton, — рассказывает свою печальную историю генеральный директор компании «Скиф-Карго» Сергей Чернов. — Автомобили были не новые, но с небольшим пробегом. И практически сразу у нас начались проблемы с электропроводкой.
В 2023 году на Всероссийском конкурсе водительского мастерства «Лучший водитель России» один из его участников выступал на новом китайском грузовика Sitrak. Так вот в первом же заезде машина подвела водителя из-за отказа сцепления.
Блок предохранителей на этих автомобилях расположен под передним левым колесом, что является одним из самых «агрессивных» мест в автомобиле. Если блок питания выходит из строя, то машина моментально «встает» и требует дорогостоящего и длительного ремонта, в том числе из-за особенностей самой проводки. Нужны работы по «распиновке», а сечение проводов на этих автомобилях очень тонкое.
Вторая проблема связана с подбором запчастей. По VIN-номеру «пробить» что-либо было оказалось практически невозможно. Производитель каждые полгода вносит какие-то изменения в конструкцию машин, что-то модернизирует и очень быстро начинает считать конкретную модель «устаревшей». В итоге подобрать запчасти к ней невозможно, потому что их попросту нет. Но и это еще не все! В документах на ТС указано, что у автомобиля дисковая система тормозов, а на деле — у некоторых дисковая, а у других — барабанная. При этом модели — абсолютно одинаковые...
В итоге, как подсчитали специалисты компании, стоимость владения китайским автомобилем на 15-20% менее выгодна, чем, скажем, немецким, именно из-за сложностей ремонта. Короче говоря, «скифовцы» с сомнительным «китаем» расстались. Понятное дело — не без потерь, в том числе и временных: реализовывали ненадежную технику почти год себе в убыток (пусть и не большой). Но тут главным было от нее избавиться, не держать на балансе, ведь любая простаивающая машина обходится компании в определенную сумму. Чем дольше авто стоит, тем дороже стоит.
— И сейчас мы, — продолжает г-н Чернов, — несмотря на всеобщую переориентацию перевозчиков на Восток, работаем с европейским автопромом. Взамен «китайцев» приобрели в 2023-ем 12 немецких тягачей стоимостью порядка 12,5 млн. рублей каждый, а в начале 2024-го — tеще одну партию из 10 машин. Техника не новая, но использовалась не долго — до года. Особых проблем с поставками запчастей и комплектующих из Европы нет. Доставка действительно занимает больше времени, но это общероссийская тенденция...
И остается добавить, что, скорее всего, с подобными проблемами в массовом порядке столкнутся со временем и покупатели новых грузовых автомобилей родом из КНР. Да, итоги продаж новых средних и тяжелых грузовиков в 2023 году показали, что отечественные автозаводы явно «не вывозят» потребности логистических компаний в подобной технике.
КамАЗ, напомним, реализовал только 28 200 машин, тогда как китайские Sitrak, Shacman и FAW пристроили в общей сложности более 66 000 авто. Но, судя по профильным сообществам в соцсетях, их новоиспеченные владельцы уже испытывают на себе все описанные выше «прелести» владения азиатской техникой.
Отмеченная выше тенденция перевода ряда компаний на подержанную коммерческую технику из Европы обусловлена еще и тем, что в нашей стране сейчас в принципе нет никаких проблем относительно ее планового техобслуживания. Все необходимые для этого компоненты — тормозные колодки, фильтры, смазочные материалы — все это без каких-либо задержек поступает в Россию через границы дружественных государств.
Рассмотрим, к примеру, такой важный тип расходников, как моторные масла. По оценкам экспертов, их нынешний ассортимент, ввозимый из-за рубежа, в настоящее время полностью перекрывает потребности отечественных транспортных компаний, специализирующихся на коммерческих перевозках.
А дефицит отдельных лубрикантов, возникший год-полтора назад из-за ухода западных «масляных» брендов, был достаточно быстро нейтрализован поставками необходимых смазочных материалов из ОАЭ и Турции. Так, например, среди импортных моторных смазок, реализуемых сегодня в рознице, предлагается оригинальное всесезонное масло Robus Pro 15W-40 известной турецкой марки Lubex.
Продукт, к слову, весьма востребован на нашем рынке. Он ориентирован на применение в подержанных тяжелых грузовиках и автобусах европейского производства, таких, скажем, как MAN, Mercedes, Renault, Volvo, Deutz. Напомним, что на многих из них стоят дизеля предыдущих поколений, которым как раз и рекомендован лубрикант спецификации Robus Pro 15W-40, отличающийся хорошими противоизносными и антикоррозионными свойствами.