/ Erid: 2VtzqvSUSFP
9734

Рынок автоперевозок: значимые тренды и уникальные вызовы отрасли в 2024 году

Эксперт рассказал о ситуации на рынке грузоперевозок

На российском рынке автоперевозок сейчас сложилась беспрецедентная ситуация. С одной стороны, спрос на услуги транспортных компаний растет, с другой — есть факторы, которые существенно сдерживают развитие отрасли. Об актуальных трендах и цикличности развития рынка мы поговорили с генеральным директором компании «Байкал Сервис» Владимиром Толкачевым. Компания отметит в 2024 году 30-летний юбилей и является одной из старейших транспортных компаний России.

Поделиться
Изображение Рынок автоперевозок: значимые тренды и уникальные вызовы отрасли в 2024 году

— Как вы оцениваете в целом ситуацию на рынке автоперевозок в России на сегодня? Учитывая весь 30-летний опыт работы компании, можно ли сказать, что это новые вызовы для отрасли?

Свой путь компания «Байкал Сервис» начала в непростые 90-е, когда в результате резкого перехода к рыночной экономике в стране возникли хаос и нестабильность, затронувшие все без исключения отрасли экономики.

Лишь в 2000-е начинается упорядочивание бизнеса, появляются крупные транспортные компании. Рынок транспортных услуг начинает расти как географически («в ширину»), так и в плане ассортимента предоставляемых услуг и клиентских сервисов («в глубину»). Растет уровень цифровизации грузоперевозок, активно развивается электронная коммерция, что оказывает огромное влияние на работу и развитие транспортных компаний.

Справка: в декабре 1994 года «Байкал Сервис» отправил свой первый груз — почтово-багажным поездом из Москвы в Иркутск. Первые автомобильные перевозки состоялись в 2002 году.

В последние два года положительная тенденция сохраняется, но развитие немного замедлилось, поскольку тому есть вполне объективные причины. Это недостаток кадров, а также определенных видов подвижного состава, инфляционная составляющая и растущие цены. Грузоперевозчики сейчас больше обращены «внутрь» своих бизнес-процессов, стараясь оптимизировать затраты для снижения себестоимости транспортных услуг.

Безусловно, в логистической отрасли были и остаются вызовы цикличного характера. Они в большинстве случаев являются следствием экономических кризисов, дефолтов и другого рода потрясений. Большая часть наших клиентов (около 60%) — производители товаров народного потребления, другая часть — это представители малого бизнеса. И те, и другие в своей работе очень зависят от покупательского спроса.

Однако на сегодняшний день сложилась совершенно уникальная ситуация, которой я не припомню никогда: в наличии два взаимоисключающих фактора — рост объёмов с одной стороны и физическая нехватка персонала и подвижного состава — с другой. И это серьезная проблема, поскольку у нас очень много работы связано с линейным персоналом: приемосдатчиками, грузчиками и т. д, что делает нас достаточно уязвимыми.

— Каковы сегодня, на ваш взгляд, основные драйверы развития отрасли грузоперевозок в нашей стране?

Главный драйвер — это растущий объем внутренних перевозок по территории России, которые переориентировались в сторону дружественных нам стран, т.е., на южное и восточное направления. Основными направлениями здесь являются Турция, Иран, Индия и Китай. Вторым основным драйвером отрасли я бы назвал развитие отечественной промышленности.

У себя мы также отмечаем положительную динамику и увеличение спроса на внутренние грузоперевозки. Следуя актуальным трендам, мы усилили свое присутствие на Дальнем Востоке. В этом году для наших клиентов удалось снизить тарифы на 15% на перевозку для ряда городов данного региона. По сравнению с 2022 годом объемы перевозок сборных грузов в 2023 году увеличились на 15%, а с начала 2024 года (I квартал) на 7%.

Еженедельно «Байкал Сервис» доставляет сборные грузы в Белоруссию, Казахстан и Кыргызстан. Объемы отправок, например, в Белоруссию по итогу 2023 года по сравнению с 2022 годом увеличились почти в пять раз, в первом квартале этого года более чем в два раза. Отмечу, что по всем направлениям мы сотрудничаем только с проверенными партнерами, например, в Белоруссии — с компанией «Семар ЭкспрессБел».

— Как сильно изменились за последние годы услуги по доставке грузов для маркетплейсов? Каковы последние тренды в этом виде грузоперевозок?

С маркетплейсами «Байкал Сервис» работает с 2017 года, и сегодня нам доверяют уже более 25000 поставщиков. За эти годы этот сегмент претерпел серьезные изменения. Если раньше задачей перевозчика было довезти товар до слада онлайн-площадки, то сегодня транспортные компании все больше и больше интегрируются в логистические процессы маркетплейса. Это уже не просто доставка товаров из одной точки в другую, а целый комплекс услуг, позволяющий не только в целости и сохранности доставить груз на склад маркетплейса, но и без проблем осуществить его возврат. Причем ассортимент продукции очень широкий: одежда, текстиль, аксессуары для электроники, автозапчасти, спортивное питание, косметика и многое другое. В то же время растет спрос на доставку крупногабаритных товаров, начиная от крупных автозапчастей до сантехники и мебели.

Учитывая потребности маркетплейсов, мы разработали целый комплекс услуг по упаковке и информационному сопровождению заказов, а также по решению вопросов устранения ошибок со стороны поставщиков при укладке/маркировке товара, его перемаркировке, переформированию и верной укладке коробов. При необходимости мы обеспечиваем дополнительную упаковку, выбор подходящего транспортного средства и оперативное решение вопросов по доставке. И с каждым годом линейка такого рода услуг расширяется.

Хочу отметить, что первом квартале 2024 года объем отправок до маркетплейсов увеличился почти вдвое по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

— Вы упомянули о проблеме нехватки квалифицированных кадров в логистической и транспортной отраслях. В какой степени это коснулось вашей компании, и как «Байкал Сервис» решает эти вопросы?

Да, по всей стране в логистической отрасли сейчас наблюдается кадровый дефицит. Особенно остро ощущается нехватка водителей большегрузного транспорта (категории «CE»). В дефиците также складской персонал всех уровней, прежде всего, линейного — водители погрузчиков, приёмосдатчики, грузчики и т.д.

Определенные коррективы на рынке труда в свое время внесла и сложившаяся в стране обстановка. Профессия водителя грузового транспорта и до этого не относилась к популярным, а сейчас еще водители массово задействованы в армии, так как данная специальность является одной из самых востребованных в вооруженных силах. На это также накладываются другие причины: демографический кризис 90-х, непрестижность рабочих профессий, отсутствие единой системы подготовки кадров, а также относительно невысокий уровень заработной платы. К этому еще можно добавить часто непростые условия труда и ненормированный график.

В результате, сроки закрытия вакансий по складскому линейному персоналу в нашей компании по России выросли на 30-40%, в Москве в среднем этот показатель вырос с 5 рабочих дней до 10, а порой и более. Увеличились на 30-40% и зарплатные ожидания кандидатов.

Как я уже сказал, текучка характерна преимущественно для линейного персонала. Довольно часто мы сталкиваемся с ситуацией, когда, скажем, грузчик с легкостью меняет место работы, встретив другое предложение: либо чуть большей заработной платой, либо более легкими условиями труда. То есть, закономерно сегодня фокус в работе с персоналом сместился с привлечения сотрудников на их удержание.

И мы, как работодатели, сегодня должны приложить все усилия, чтобы наши сотрудники, приходя в компанию, захотели остаться в ней надолго. Поэтому наряду с комфортными условиями работы и дружеской атмосферой мы предоставляем любому сотруднику компании возможности карьерного роста как вертикального, так и горизонтального. А, учитывая тот факт, что у «Байкал Сервиса» 117 филиалов, сотрудники имеют возможность выстраивать свои карьерные траектории в рамках компании по всей стране.

— Как вы относитесь к инициативе создания реестра перевозчиков? Повлияет ли, на ваш взгляд, ее внедрение на ситуацию с дефицитом водителей грузовиков в России?

На текущий момент часть рынка автомобильных грузоперевозок по-прежнему существует в «серой» зоне. Поэтому с точки зрения государства законопроект о создании в России «Единого реестра перевозчиков грузов» — это логичная и закономерная инициатива для повышения прозрачности отрасли, которая позволит легализовать рынок, а также повысить уровень безопасности перевозок. Перевозчики, которые попадут в реестр добровольно, скорее всего, скорректируют свою деятельность, поскольку увеличение налоговой нагрузки в свою очередь повлечет за собой и увеличение стоимости самих перевозок. Еще важно учесть и готовность работать «в белую» заказчиков, поскольку, если останутся желающие работать по «серым» схемам клиенты, то всегда найдутся и перевозчики для выполнения услуг таким образом.

Ситуацию с нехваткой водителей это вряд ли усугубит, так как, учитывая их дефицит на рынке, работодатели будут стараться удержать их в своей компании. И самый очевидный способ в этой ситуации — дальнейшее увеличение их зарплат. По последним данным аналитиков, в России средняя зарплата водителя-дальнобойщика за последний год увеличилась на 86%.

— Какие еще причины, помимо дефицита водителей, сдерживают развитие логистического бизнеса?

— Еще один барьер в отрасли сегодня связан с нехваткой складских площадей. Недостаток складских площадей во многом связан с ростом активности со стороны игроков из сферы e-commerce, где увеличение количества заказов, по данным аналитиков, только на двух основных маркетплейсах к концу 2023 года составило порядка 55% к цифрам 2022 года. Более сложная логистика потребовала значительного увеличения глубины складских запасов. Кроме того, продолжилась тенденция перемещения в мегаполисах промышленных и складских территорий за город в пользу строительства жилой недвижимости. Все эти факторы привели к уменьшению вакантных площадей и, как следствие, к галопирующему росту арендных ставок.

За последние годы транспортная компания «Байкал Сервис» кардинально изменила свой подход к выбору и использованию экспедиционно-складских площадей. В зависимости от региона присутствия мы ищем площади, где, по возможности, можно с «нуля», по собственному проекту создать всю необходимую инфраструктуру для терминалов. Таким образом, с начала года мы улучшили условия и повысили качество обслуживания на Сахалине, Алтае, Армавире. В мае открыли новый терминал площадью почти 4500 кв. м на юго-востоке Москвы.

— Как в вашей компании решают вопросы с обновлением автопарка и обслуживанием? Насколько отечественные автопроизводители способны удовлетворять спрос и обеспечивать качество поставляемой техники для грузоперевозок?

Санкции оказали сильное влияние на рынок грузоперевозок в России. Отечественные производители, такие как КАМАЗ, пока не справляются в полном объеме с существующими потребностями рынка. Думаю, что при текущих ценах в 2024 году на рынке сильного увеличения дефицита техники ждать не приходится. Скорее стоит ожидать расширения предложений от китайских партнеров и некоторой стабилизации цен.

Расходы на обслуживание подвижного состава компании за последние 1,5 года выросли на 30%, и связано это, прежде всего, с инфляцией и падением курса рубля. Автопарк является основой для качественного предоставления услуг нашим клиентам, и в компании «Байкал Сервис» он состоит из грузовиков отечественного производства. В последние годы мы автопарк унифицировали, тем самым оптимизировав обслуживание и ремонт, что позволило сократить время доставки, повысить качество предоставляемых услуг по всей филиальной сети. В прошлом году мы на 30% расширили свой автопарк, приобретя новые грузовики Газель NEXT, Газон NEXT и МАЗ, которые уже вышли на маршруты. Важно, что дилеры отечественных автопроизводителей работают во всех уголках страны, поэтому с обслуживанием транспортных средств проблем не возникает.

На 2024 год в планах только обновление в рамках замены выработавшего свой ресурс автотранспорта. В основном это легкие коммерческие грузовики, работающие по городу.

— Не так давно Минпромторг исключил весь легковой и легкий коммерческий транспорт из программы льготного лизинга. Как на ваш взгляд это скажется на работе автоперевозчиков?

Ассоциация автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов («Автогрузэкс»), одними из учредителей которой мы являемся с декабря прошлого года, не так давно обратилась к правительству с инициативой вернуть в программу льготного лизинга легкий коммерческий транспорт. На наш взгляд, исключение легкового и легкого коммерческого транспорта из программы льготного лизинга окажет сдерживающий эффект на сферу автомобильных грузоперевозок. Отрасль столкнется с увеличением расходов на приобретение и аренду транспортных средств, а несвоевременная реновация автопарка увеличит затраты на содержание техники, что отразится на рентабельности. Безусловно, это подстегнет рост тарифов на услуги доставки и перевозок, что в конечном итоге закономерно отразится на конечных потребителях в виде инфляции. В результате автопарк будет стареть, а услуги дорожать.

— Ваши прогнозы по развитию рынка перевозок на 2024 году?

Если говорить про рынок в целом, в прошлом году автоперевозки внутри России подорожали в среднем на 30-40%, и в ближайшее время этот тренд продолжится. По-прежнему будет ощущаться острый кадровый дефицит водителей и складского персонала, большегрузного транспорта, а также свободных современных складских площадей. Одним словом, все устойчивые тренды прошлого года продолжатся.

— Если еще раз подвести некоторую черту под 30-летней историей развития ТК «Байкал Сервис», назовите основные факторы, благодаря которым такая крупная транспортная компания, как ваша, может продолжать успешное развитие в России?

В этом году «Байкал Сервису» исполняется 30 лет. Для нас всегда в приоритете было качество и доступность предоставляемых нами услуг. И, несмотря на все сложности и барьеры, мы продолжаем оперативно реагировать на меняющиеся условия рынка, ориентируясь, прежде всего, на потребности наших клиентов.

За годы работы компании изменения по качеству происходили от «общего к частному» — от массовых скидок для клиентов мы перешли к персонализации, к более внимательному отношению к запросам каждого заказчика. Обеспечив достойное качество услуг, мы стремимся управлять скидками персонализировано, то есть быть клиентоориентированными.

Еще один проверенный рецепт долголетия нашей компании — это сложившийся годами коллектив единомышленников, в котором сотрудники уже не одно десятилетие трудятся по всей стране от Калининграда до Владивостока. И нам важно сохранить нашу команду, предложив им комфортные условия труда и возможности для профессионального роста и самореализации для каждого сотрудника.

Реклама. ООО «Байкал-Сервис ТК», ОГРН 1025000507036, 140100, Россия, Московская обл. г. Раменское, ул. Карла Маркса, д. 5/3, комн. 23