1256

Как изменился российский авторынок спустя два года после начала СВО

Деградация, повлекшая эволюцию

Фактически два года прошло с момента начала российской специальной военной операции на Украине. За это время рынок одновременно деградировал и эволюционировал, трансформируясь под новые условия существования. После массового бегства импортных автобрендов и коллапса, связанного с недостатком машин и комплектующих, открылись бескрайние горизонты для новых возможностей. Как же изменилась автомобильная жизнь страны после накинутой на нее санкционной удавки коллективного Запада?

 

Поделиться
Изображение Как изменился российский авторынок спустя два года после начала СВО

По большому счету, ничего страшного в автосегменте не произошло. Если, конечно, не считать повышения стоимости машин, обслуживания и деталей. Впрочем, у нас никогда ничего не дешевело, а потому явление это – вполне обыденное. Разве что увеличилась скорость удорожания, что, как выяснилось, не сильно отразилось на объеме продаж. Рынок сначала рухнул, а потом медленно, но верно вновь пошел вверх.

Те, кто привык эксплуатировать модели европейских, японских и корейских марок, и дальше продолжают успешно это делать. Обходными путями завозятся и запчасти, и сами автомобили. В лидерах продаж по-прежнему издели яотечественной LADA, а вслед за ними, как и раньше, наиболее доступные иномарки.

Фото АвтоВзгляд.
Фото АвтоВзгляд.

Хотя в сравнении с досанкционным периодом россияне стали отдавать предпочтение не седанам, вроде Kia Rio и Hyundai Solaris, а кроссоверам, пусть и китайским. Что касается цифр, то с января по декабрь 2021 года дилеры пристроили более 1 666 000 автомобилей, а по итогам 2023-го продажи чуть-чуть не дотянули до 1 130 000 единиц. При этом по сравнению с 2022-ым, когда только-только началась всемирная заварушка, рынок вырос почти на 40%. Накось-выкуси, США и все, кто пляшет под их дудку!

Говоря о моделях, наиболее востребованных у российских покупателей, то после LADA Granta и Niva идет кроссовер Haval Jolion, показавший трехкратное увеличение продаж, а это почти 60 000 единиц за весь 2023 год. Для сравнения: двумя годами ранее корейская Hyundai Creta, ставшая бестселлером SUV среди иномарок, нашла всего на 10 000 новых владельцев больше. А бывший король сегмента – французский Renault Duster – удостоился признания немногим больше 40 000 потребителей. Деградация или эволюция?

По итогам минувшего года также выросли объемы реализации кроссовера Chery Tiggo 7 Pro, включая версию Pro Max, что в абсолютных цифрах – более 52 000 машин. Невероятно «стрельнула»Omoda – марка, о которой до СВО мы даже и не слышали. Ее первопроходец в лице паркетника С5 обаял свыше 35 000 россиян. Примерно столько же сердец завоевал Geely Coolray, а это уровень продаж японской Toyota RAV4, которая в 2021 году не смогла попасть даже в ТОП-10.

Между тем, в нынешней «десятке» самых-самых и дальше сплошь одни «китайцы». Причем даже не все из них официально продаются в России. Яркий пример – Lixiang, который без рекламы и продвижения, без официального представительства и гарантии смог ворваться в «топы». А все потому, что банально дешевле всяких там Tesla и европейских «премиалов». Вот вам и альтернатива ушедшим восвояси маркам.

И никакая магия Toyota, да манящий блеск трехлучевой звезды Mercedes-Benz больше не в теме! Вот и называйте трансформацию российского рынка, как хотите. Но ясно одно: горевать по канувшим в Лету брендам мы не стали, недостатка «расходников» не заметили, выпуск собственных машин не остановили. Скажем больше: мы даже наладили совершенно новые производства, причем и компонентов, и автомобилей. И останавливаться не собираемся!..