Минпромторг наконец предъявил общественности конкретные цифры грядущего повышения ставок утильсбора на все продающиеся в России машины. Ведомство намерено в 2024-м увеличить его сразу на 70-85%. А затем «индексировать» на 10-20% каждый год вплоть до 2030-го. Это касается фактически всех новых автомобилей, представленных на отечественном рынке.
Основную массу водителей затронет, конечно, повышение «утиля» на легковые ТС. Самая популярная категория таких машин — с объемом двигателя 1-2 литра. Они уже до конца 2024-ого начнут облагаться повышенным до 556 200 рублей (с нынешних 300 000 руб.) утильсбором. Произойдет это, как ожидается, в октябре. В 2025-м ставка вырастет до 667 400 «деревянных». А к 2030-му — до невообразимых (по крайней мере, пока) 1,17 млн. руб.
Главным лоббистом очередного (теперь уже грозящего стать хроническим) повышения утильсбора стал глава АВТОВАЗа Максим Соколов. Именно он несколько месяцев назад сделал ряд громких заявлений о необходимости этой меры. Мол, китайские автопроизводители демпингуют в России, отбирая клиентов и денежки у исконно-посконного АВТОВАЗа. Причем его совершенно не смутил тот факт, что средняя цена нового ТС на отечественном рынке уже давно перевалила за отметку в 3,5 млн., а даже самый дорогой тольяттинский авто минимум на миллион дешевле.
То есть машины LADA практически не пересекаются с подавляющим большинством «китайцев». Но это неважно: производители из КНР демпингуют и точка! Надо их за это «к ногтю» повышенным утильсбором. Что на практике означает следующее: сделаем «китайцев» настолько дорогими, что люди будут вынуждены отказаться от них и пересесть на LADA.
Хотя, например, сейчас условный китайский одноклассник-конкурент автомобиля LADA стоит в КНР порядка 1 млн. рублей (если перевести юани в российскую валюту). А в салоне нашего дилера за него же просят свыше 2 млн. Почти 70% наценки приходится на оплату таможенных пошлин и действующего утильсбора. Казалось бы: идеальные условия для конкуренции отечественного автопрома с иностранным. Ан нет: все равно условия «плохие» и «демпинг»! Это, разумеется, версия АВТОВАЗа и его лоббистов в Госдуме и правительстве.
При этом никто из государственных мужей даже не пытается спросить у менеджмента АВТОВАЗа, как так получается, что при гораздо более низких зарплатах российских рабочих (в сравнении с их китайскими конкурентами), а также при куда более доступном сырье и энергии наш автопром умудряется делать гораздо более дорогие авто, чем конкуренты из Поднебесной?
Объяснения, что у них, мол, там гораздо большие масштабы производства и автомобилей, и автокомпонентов в этом разрезе вопроса уже явно «не прокатывают». Никакое снижение себестоимости за счет увеличения тех самых масштабов выпуска не «перебьет» фактор по-настоящему дешевых ресурсов.
Анекдот утверждает, что у нас «место такое». Нам же видится, что на самом деле не «место», а «люди такие». Точнее — мышление: зачем повышать экономическую эффективность производства, когда можно взять и поменять под свои хотелки весь рынок — с помощью того же утильсбора.
— Сейчас доля утилизационного сбора в цене машины составляет в среднем 10-15%. Его повышение вдвое поднимет среднюю розничную стоимость автомобилей на 10-15%. После этого, вследствие суммы факторов, спрос на импортные автомобили, скорее всего, снизится на 20-30%. Надо иметь в виду, что утильсбор, по его идее, не должен влиять на цену автомобилей, произведенных на территории Союзного государства России и Белоруссии. Правительство компенсирует его локальным производителям. Поэтому на конечной розничной цене таких ТС отражается разве что увеличение расходов автопроизводителя на свое кредитование — поскольку утильсбор компенсируется с известным лагом во времени, — комментирует руководитель управления продаж и маркетинга бренда VGV Максим Железняк.
Таким образом, в ближайшей перспективе бенефициарами лоббистских усилий АВТОВАЗа имеют все шансы стать еще и некоторые китайские автобренды — те, кто заранее подсуетился и потратился на организацию собственного производства в России или Белоруссии. Только они смогут продолжить «демпинг» — выражаясь терминами сторонников АВТОВАЗа — пользуясь компенсацией утильсбора от правительства. Среди таких счастливчиков можно назвать Haval (с заводом в Тульской области), белорусские Belgee и VGV, «Москвич». Также отчасти выиграет «букет» марок, прописавшихся на калининградском «Автоторе». Ну а всем прочим «китайцам» в России придется тупо подорожать примерно на 360 000 рублей только в 2025 году.
Ни к уходу из России, ни к судорожному строительству заводов на нашей территории грядущее повышение «утиля» китайских автопроизводителей явно не подтолкнет. Скорее всего, вместо этого текущая средняя цена нового легкового автомобиля вырастет с нынешних 3,6 до 4 млн. рублей. А на таком фоне на анонсированное недавно топ-менеджерами АВТОВАЗа очередное (и явно не последнее) повышение прайсов на LADA никто и внимания не обратит. Клиент заплатит за все!