«Некоторые эксперты полагают, что Центробанк мог бы эффективнее и раньше начать использовать инструменты, не связанные с повышением ключевой ставки», — заявил Владимир Путин в ходе в ходе большой пресс-конференции, прошедшей 19 декабря.
И это заявление ВВП довольно любопытно. Поступательное повышение в России учетной ставки ЦБ, благодаря которому в октябре она достигла 21%, оставшись после заявления ВВП на том же уровне, стало серьезным вызовом для всей экономики.
Стоимость кредитования достигла таких высот, что это стало серьезной проблемой и для деловых кругов, не вовлеченных в бизнес в сфере финансов, и для миллионов российских потребителей. А про новые автомобили даже в среднем ценовом сегменте стали чаще грустно шутить, что они все-таки, скорее, роскошь, чем средство передвижения.
— Но есть признаки того, что российские власти действительно планируют задействовать вместо повышения ключевой ставки некую альтернативу, — объясняет ситуацию доктор экономических наук, профессор Валентин Катасонов. — После выступления Путина, по итогам очередного заседания ЦБ учетная ставка осталась на прежнем уровне. Хотя были основания полагать, что само мероприятие проводится именно с целью ее повышения, причем на 2 процентных пункта или даже больше.
Но эта политика ЦБ напоминает подбрасывание дровишек в огонь с одновременной попыткой тушить пламя бензином.
Вполне вероятно, что Президент РФ, а он — единственная инстанция, которая действительно способна повлиять на главу ЦБ, собрал те отклики недовольства, которые накопились в обществе, и ретранслировал это все Эльвире Сахипзадовне.
Другой вопрос — какой конкретно инструмент может применить государство вместо повышения учетной ставки. Пока можно только предполагать. Основной классический инструмент любого Центробанка любой страны — не ключевая ставка. Это эмиссия национальной валюты в виде кредита.
И в России формально только регулятор имеет право выпускать денежные средства. Но на практике 75% денежной массы формируют коммерческие банки за счет выдачи займов. Получается, что в эмиссии принимают участие разные действующие лица, — рассуждает собеседник портала «АвтоВзгляд».
Какие именно механизмы, альтернативные игре с учетной ставкой, власти смогут предложить российской экономике, скорее всего, станет ясно довольно скоро. В следующий раз регулятор будет пересматривать учетную ставку в середине февраля. И не исключено, что уже в начале года будет новый механизм, который, вполне возможно, будет включать заметное расширение программ льготного кредитования.
Какими могли бы быть их масштабы и конкретные условия, вопрос пока открытый. Но если ничего подобного так и не случится, и за озвученными мыслями президента не последуют конкретные шаги ЦБ, то это будет означать нарастание проблем в потребительском кредитовании, в том числе — в автосегменте. То есть любое ТС в России продолжит оставаться роскошью, а не средством передвижения.