А ведь общая численность сотрудников, задействованных в отрасли, составляет более 300 000 человек, что в три раза превышает количество людей, занятых собственно в автопроизводстве (в РФ насчитывается 19 сборочных площадок, часть из которых, правда, сегодня пока простаивают). Однако, по мнению г-на Подщеколдина, вслед за обрушением автопродаж, обрушатся и дилерские сети, пойдет волна банкротств.
Просто потому, что уже в этом году у нас будет продано в лучшем случае 1 300 000 новых авто, тогда как потребность рынка, с учетом постоянно увеличивающегося отложенного спроса, составляет не менее трех млн штук. Но и заоблачная ставка рефинансирования, и бешеные коэффициенты утильсбора делают достижение этого результата невозможным. Хотя бы по той причине, что выдача автокредитов (а половина ТС у нас реализуется в кредит) уже сократилась, по оценкам РОАД, более чем на 40%.
При этом, напоминает Подщеколдин, Банк России считает, что проданных в 2024-ом году легковых авто и LCV для нашей необъятной не просто достаточно, а даже слишком много. Однако при таком подходе ни один вменяемый автопроизводитель не придет к нам с инвестициями, поскольку строить автозавод на рынке объемом менее 3 млн общих годовых продаж просто бессмысленно.
Как пример глава РОАД привел историю более чем 20-летней давности, когда на фоне почти 3-миллионных российских автопродаж у нас стали строить заводы и европейские, и корейские, и японские автопроизводители. Это было перспективно. Теперь же смысла в том нет, проще и выгоднее завозить готовую продукцию, даже несмотря на необходимость платить грабительский «утиль». Но такой подход выливается исключительно в рост цен на новые авто.
Иными словами, бесконечно повышая коэффициенты утильсбора, наши власти не заставят иностранцев локализовываться в РФ, но автопродажи убьют неподъемными для массового покупателя ценами. И если, считает Подщеколдин, ставку рефинансирования не понизить, как, впрочем, и коэффициенты утильсбора, не говоря уж о стабилизации валютного курса, ситуация и для автопроизводителей, и для поставщиков комплектующих, и, в конечном итоге, для потребителя с каждым годом буде становиться только хуже.