Ассоциация легковых автомобилей Китая (CPCA) зафиксировала рост машин из КНР в 2024-ом на 23% относительно предыдущего года — до 6,4 млн штук. А поставки «чайнакаров» в Россию в прошлом году в стоимостном выражении подскочили на 30,5% - до 15,2 млрд долларов, о чем ранее сообщало Главное таможенное управление КНР. Это рекордный показатель импорта «поднебесных» авто в нашу страну.
Более того: по итогам минувшего года Россия заняла первое место в структуре китайских поставок с большим отрывом от остальных стран. Так, объем продаж на втором по величине рынке сбыта транспортных средств из КНР — в Бельгии, составил только 7,2 млрд долларов. Опять же, совокупная доля Китая в импорте новых легковушек в Россию в 2024-ом достигла почти 85%.
В свою очередь, аналитики и участники отрасли в Китае явно ожидают, что по итогам нынешнего года их страна дополнительно укрепит свои позиции на внешних рынках. Озвучиваются разные прогнозы конкретных объемов, но все сходятся в одном: поставки за рубеж снова вырастут, хотя, быть может, уже не так мощно, как в 2024-ом. Нетрудно догадаться, что большие надежды нашими восточными партнерами возлагаются, в том числе, на Россию. Но оправданы ли они?

Как неоднократно замечал портал «АвтоВзгляд», спрос на нашем рынке в 2024 году указал на ряд моментов. Продажи «взлетели» в период ожидания резкого повышения утилизационного сбора. При этом поставщики китайских машин явно оказались не готовы к дальнейшему спаду, раз в начале 2025-го выяснилось, что стоки «чайнакаров» в России превысили даже показатель, достигнутый годом ранее: в КНР опять не смогли просчитать развитие ситуации. А может, просто некуда машины было девать?
Сейчас, когда в Китае ожидают сохранения прежнего объема экспорта и, видимо, рассчитывают, что в России будет продано не меньше ТС, чем годом ранее, возникает вопрос: они точно учитывают, что в нашей стране до сих пор не распроданы «прошлогодние» машины. А ведь цены на многие китайские модели выросли и, вероятно, будут расти далее.
За счет чего может сохранить и усилить свои позиции китайский автопром в нашей стране? Только если российский потребитель услышит предложения, от которых «невозможно отказаться».
Главная интрига в связи с этим сводится к тому, насколько китайские бренды, которые остались к настоящему времени в России, выдержали конкуренцию и считают дальнейшую работу на нашем рынке перспективной. А значит — готовы ли конкурировать между собой по ценам. Именно от этого в первую очередь будет зависеть привлекательность «поднебесных» машин.

Но надо быть реалистами: в нашей стране спрос на новые авто (даже те, что претендуют на звание так называемых народных, то есть известных своей сравнительно невысокой ценой), зависит от наличия доступных кредитов.
А это наличие, как уже не раз говорилось, определяется политикой ЦБ, который 14 февраля сохранил учетную ставку на уровне 21%, что, вероятно, означает сохранение типичной сейчас стоимости автокредита в стране на уровне около 30% годовых.
Как ставка будет меняться дальше (и не только в марте-апреле, а в течение всего года), никто не знает. И этот фактор будет вторым, определяющим платежеспособный спрос россиян, желающих обзавестись новым авто.
Иными словами, если китайские поставщики смогут предлагать условия, которые будут выглядеть выгоднее, чем кредит в типичном российском коммерческом банке, то прогнозы аналитиков в КНР могут оправдаться, и продажи «чайнакаров» в России вырастут. Если нет, то вообще не исключен обвал спроса.