Но этот автошопинг, подчеркивают специалисты, таит в себе новые риски: киберпреступники быстро освоят новое «плодородное» поле деятельности и с легкостью получат доступ к вашим персональным данным. Так, в США хакеры недавно вполне успешно показали, как, сидя на диване, можно с помощью ноутбука управлять чужим автомобилем, находящимся от вашего дома в сотне километров. Встать незванным соучастником ваших действий в системе е-торговли для них тоже уже не проблема. Тем паче, что автопроизводители стремительно расширяют возможности автовладельцев совершать покупки, нажав пару кнопок на приборной доске. Вот несколько примеров.
Ford уже предлагает в США приложение в коммуникационной системе авто, позволяющее заказать пиццу по вашему рецепту в фаст-фуде «Domino», используя голосовые команды и смартфон. GM с нынешнего года начала предлагать приложение «AtYourService», с помощью которого можно сделать заказ в фаст-фуде «Dunkin@Donuts» или забронировать номер в отеле на сайте «Priceline.com» голосовыми командами.
А к 2020 году, предупреждает Тило Кословски, вице-президент консалтинговой компании «Gardner Connected Cars», по мере того, как в более чем 40% новых авто, продаваемых во всем мире, будут установлены коммуникационные системы, позволяющие водителям производить покупки не отрываясь от руля, они станут потенциальными и «сочными» объектами не только для банков и больших магазинов, но и для хаккеров.
Киберпреступники станут «троллить» участников автошопинга, добывая номера их кредитных карт, пинкоды, домашние и электронный адреса, пароли почты и все другие личные данные, необходимые для кражи. Между тем, говорит Ричард Крон, глава консалтинговой компании «Crone Consulting LLC», уже через три-четыре месяца на панелях мультимедийных систем массовых моделей машин появятся «покупательские кнопки», соединенные с «мобильным кошельком» смартфонов...
Банки и кредитные компании также ищут клиентов на колесах. В ближайшие полгода VISA и FIS, компания, разрабатывающая платежные технологии, предложат приложение для бортовой компьютерной системы авто и смартфона, которое позволит машине автоматически приобретать бензин, место на парковке, оформлять заказы в системе быстрого питания, предоставит возможность водителям не выходя из авто платить по банковским счетам.
После того, как водители привыкли к тому, что, нажав кнопку на мониторе, он могут голосом запросить адрес ближайшей заправки или закусочной, то появление широкой автомобильной е-торговли – просто логичный шаг вперед, замечают эксперты. Но ведь хакеры не дремлют, а защита от киберпреступников для автопроизводителей пока что остается «белым пятном» в коммуникационных технологиях.