Сразу начнем с цены вопроса. Самая дешевая Granta в кузове седан стоит нынче 348 000 рублей. Правда, это будет машина с сомнительным 8-клапанным движком мощностью 87 л.с. без «климата» и «музыки», с «веслами» вместо электрических стеклоподъемников. Такая модификация даже у небогатых россиян спросом не пользуется. А вот версия с 16-клапанным силовым агрегатом в 106 «лошадок» и приличным оснащением (ABS+BAS, EBD, электроусилитель руля, регулируемая по высоте рулевая колонка, электростеклоподъемники передних и задних дверей, подогрев передних сидений, электропривод и обогрев наружных зеркал, парктроник, климатическая установка, аудиосистема и ряд других опций) обойдется уже в 463 500 «деревянных». За Chery Bonus 3 в схожей комплектации с 1,5-литровым двигателем мощностью 109 л.с. просят минимум 485 900 рублей. Неужели разница в 22 000 решает все? В таком случае, как заметил автоэксперт Сергей Асланян, «если публика тянется к «Ладе», значит мы неизлечимы, и нам бесполезно предлагать лучший товар, лучшую долю, лучшую жизнь». И наоборот – «если в условиях кризиса, когда страшно за завтрашний день, люди все равно будут покупать иномарки, значит, мы вылечились и у нас есть шанс». К выбору между Chery Bonus 3 и LADA Granta приведенные цитаты имеют самое прямое отношение. Ведь «Бонус», как ни крути, настоящая иномарка, начиная с «лица» и заканчивая «внутренним содержанием». К тому же, как полагается иностранцам, автомобиль четко исполняет обещанное, в отличие от российского «обещать – не значит жениться».
С ЛИЦА ВОДУ ПИТЬ
Кургузенькая наследница «Калины», построенная на той же платформе, LADA Granta немедленно и однозначно узнается в потоке, выдавая определенный социальный статус своего владельца. А вот китайское происхождение не менее бюджетного Chery Bonus 3 «на раз» и не определишь – так сегодня выглядит большинство современных европейских, японских и корейских машин B-класса, среди которых такие бестселлеры рынка, как Hyundai Solaris, KIA Rio, Renault Logan, Volkswagen Polo Sedan... То есть, у «Бонуса» все пропорции выверены, ничего не свисает, не выпирает и не отклячивается – симпатичный городской автомобиль, одним словом. И, заметим, в отличие от «Гранты» добротно собранный: зазоры-стыки что снаружи, что внутри равномерны и явно выдержаны в рамках задуманного дизайнерами из итальянской Pinifarina.
САЛОННЫЕ СПОРЫ – НЕ ПОСЛЕДНЕЕ ДЕЛО
Разительно отличаются эти бюджетники и по комфорту салона. Пусть не дорогой, но очень качественный пластик интерьера Bonus 3 приятен и взгляду, и на ощупь. Напротив, садясь в Granta, не перестаешь удивляться, как при новых франко-японских собственниках тольяттинский автогигант умудряется использовать в производстве не просто отвратительного качества, но и дурно пахнущую (совсем как в первых китайских автомобилях!) пластмассу. О чисто советских огрехах сборки, когда между панелями можно просунуть кулак, или порвать куртку о что-то непонятно откуда торчащее – и упоминать противно.
Если же говорить об удобстве пассажиров заднего дивана, то и в «Бонусе», и в «Гранте» три человека уместятся. Но если в первом случае не очень комфортно будет себя чувствовать только сидящий посередине, то во втором – все без исключения. Виной тому и чрезмерно короткая колесная база, и странно скомпонованное-спрофилированное сиденье, усевшись в которое, немедленно упираешься в передние кресла и ступнями, и коленями. «Бонус», конечно, не эталон эргономичности, но тут тебя не давит и не сжимает ни в ногах, ни в плечах.
Что касается рабочего места водителя, то похоже, перелицовывая Kalina в Granta, авторы этого «дизайн-проекта» все-таки удосужились узнать значение термина «эргономика»: удобно устроиться за рулем можно быстро и просто, до всех органов управления – рукой подать. Да и обзорность хорошая. В этой номинации отечественное авто ничуть не хуже Bonus 3. Но все портят архаичные приборная панель и центральная консоль. Даже установленный в выбранной модификации бортовой компьютер не спасает от ощущения, что ты вернулся в начало «нулевых». «Китаец» же и здесь улавливает современные тренды автостроения, откровенно радуя солидностью оформления передней панели: никаких «доисторических» крутилок-вертелок-полозков. В целом органы управления и магнитолой, и климатом не уступают с эстетической точки зрения бюджетным корейцам-французам. Да, экран бортового компьютера, может, и маловат, но хорошо читается при любом освещении и сообщает рулевому всю необходимую информацию. К серьезным минусам я бы отнес только отсутствие подогрева водительского кресла.
СЕЛ И ПОЕХАЛ
Не знаю как кому, а для меня в компактном городском автомобиле, большую часть жизни проводящем в городских пробках, важнейшим показателем и условием комфортной езды является четкость переключения передач и их эластичность. Даже динамические и шумоизоляционные характеристики отходят на второй план в извечном мегаполисном ерзании. Тут Bonus 3 не просто не разочаровал, а откровенно порадовал, ибо о каких-то люфтах речи не идет в принципе, а промахнуться мимо нужной передачи не получится при всем желании. К тому же в вялотекущем московском заторе связка мотор-коробка не заставляет судорожно мыкаться между первыми тремя ступенями: почти всегда достаточно второй, с редкими уходами вверх-вниз.
«Гранта» расслабиться не даст. Беснующаяся в вечном эпилептическом припадке рукоятка КП уже после короткой утренней поездки на работу гарантирует вашей правой руке тремор на весь день. Даже поймав нужную передачу, включаешь ее с заметным усилием, а поскольку делать это приходится часто, то в офис входишь раздраженно-бешеным. Если добавить сюда отвратительную, хуже чем на «японцах», шумоизоляцию (Bonus 3 в этом смысле просто отличник), то неудивительно, что вечером начинаешь задумываться, не поехать ли домой на метро...
К этой же мысли подталкивает и невероятно тяжелая, хоть и оснащенная электроусилителем «баранка» с ее четырьмя оборотами от упора до упора. Пока запаркуешься в столичной тесноте – семь потов сойдет. В этой дисциплине «гидрач» «Бонуса» просто вне конкуренции. Легкий, с внятными откликами, руль «китайца» (всего три оборота) не доставит хлопот при маневрировании в ограниченном пространстве даже начинающему водителю.
Впрочем, на трассе оба автомобиля по своим способностям-уменьям вроде бы сопоставимы. 1,6-литровый мотор «Гранты» достаточно тяговит и даже способен на динамичный маневр. Но «калиновые», живущие отдельной от устремлений водителя жизнью руль (какие, к черту, управляемость и обратная связь?) и тормоза (прежде чем авто начинает замедляться, ты выбираешь чуть ли не весь ход педали) внушают серьезные опасения за собственную шкуру и за безопасность пассажиров. Это неприятное чувство заставляет по-стариковски плестись в правом ряду и долго решаться на обгон большегруза. Подвеска, правда, непробиваема, но зубодробительна.
Китайские «полтора литра» тоже, понятное дело, не рассчитаны на агрессивную езду. Зато отклик машины что на манипуляции с рулем, что на работу со всеми тремя педалями абсолютно адекватен задуманному. Что касается тормозной системы, то очень во-время и всегда по делу срабатывает ABS. Подвеска (спереди – «МакФерсон», сзади – полунезависимая, со скручивающейся балкой) столь же непробиваема, как у российского одноклассника. Но, в отличие от «вазовской», она не пытается вытряхнуть из вас съеденный в придорожной кафешке обед даже при езде по разбитой грунтовке недавно.
Надо заметить, что «россиянка» куда прожорливее «китайца». В городе она съедает почти 10 литров Аи-95, на трассе – около семи. Bonus 3 потребляет 92-й, ограничиваясь максимум девятью литрами в мегаполисе и шестью с половиной – за городом.
ПРОЦЕСС ПОШЕЛ
...Однако, как уже говорилось, по продажам Chery Bonus 3 (и другим его китайским одноклассникам) до LADA Granta – как до Луны. И это при том, что разница в индексе удовлетворенности россиян сервисом дилеров АВТОВАЗа и той же Chery, согласно исследованию аналитического агентства «Автостат», не столь велика – обе компании входят в ТОП-15. Да, дилеров у китайского бренда в два раза меньше, чем у российского, но их сеть тем не менее охватывает всю страну, так что проблем с гарантийным и постгарантийным обслуживанием не возникнет ни у одного «черивладельца». Так в чем же дело?
Возможно, на предпочтения россиян оказывает влияние то, что вторичный рынок китайских авто еще только формируется, и есть серьезный риск не продать подержанную машину. Но, скорее всего, дело все-таки в менталитете наших сограждан, о котором выше уже говорил уважаемый автоэксперт. Хотя, заметим, здесь уже есть заметные подвижки. Так, эксперты «Автостата» заявляют, что почти 40% владельцев китайских автомобилей пересели на них с автомобилей LADA. Процесс, как говорится, пошел...