Есть машины, от вида которых начинаешь жалеть, что ты не художник и не поэт. Бывает, но редко. Гораздо чаще попадаются изделия стандартно-модного пошиба, а также нарисованные в процессе тяжелого похмелья — на которые и смотреть-то не хочется. Smart forfour не попадает ни в одну из подобных категорий. Глядя на него хочется улыбаться, — просто так, по-дурацки и совершенно не стесняясь этого. Потому что он — «ржачный», как выразилась дочь-тинейджер. Дизайнеры, сумевшие превратить приторно-игрушечного покемона Renault Twingo в позитивного лупоглазика Smart, заслуживают всяческого восхищения.
Им как-то удалось пройти по тонкой грани, отделяющей стиль и оригинальность маленькой уютной машинки от пошлятины в духе примитивных детских мультиков. Поэтому считаю делом бессмысленным попытки словесного описания нового Smart Forfour, фото прекрасно передают заряд хорошего настроения, исходящий от него. Если снаружи машинка смотрится просто весело, то интерьер ее — подчекнуто дурашлив. Настолько, что в процессе знакомства с ним коллектив редакции «АвтоВзгляда» совершенно непрофессионально хихикал, словно стайка школьниц.
Яркая двухцветная гамма кресел и передней панели словно специально подчеркивает игрушечность интерьера Smart. Причем, качественную такую игрушечность: скорей добротно-японскую, а не китайски-дешевую. Блок управления климатом на центральной консоли, например, можно спокойно переносить в домашний интерьер, если ваше жилище оформлено в этаком модно-пластиковом стиле. 7-дюймовый тачскрин вверху центральной консоли по возможностям может обойти иной гаджет. Музыка-видео, подключение к мобильным устройствам, навигация — все, что владельцу современного дорогого авто угодно. Включая сигнал с камеры заднего вида. Да-да: у этой крошки есть даже камера сзади! Это, видимо, для тех кто не только паркуется с трудом, но и пешком по прямой пройти может только за ручку с «папиком».
Приборная панель — единственное, пожалуй, в этом интерьере более-менее серьезное место. Спидометр опоясывает ее полукругом, по периметру. В центре — мониторчик борткомпьютера, на котором с помощью кнопок на руле можно перелистать несколько «страничек» со стандартным набором информации о функционировании систем машины.
Тахометр тут вообще вынесен в сторонку — в виде одинокого циферблата на ножке, торчащего возле левой передней стойки. Впрочем, этот дизайнерский штришок — фишка всех Smart. Задние сиденья, из-за присутствия которых, собственно, машина и носит название forfour, тут разумеется маленькие и «вертикального» типа. Не разгуляешься особо, но водитель ростом 180 «сам за собой» усесться может. Ради этого, а также чтобы багажное отделеньице сзади окончательно не деградировало до толщины портмоне, от водителя потребовались жертвы. Вышеозначенному 180-сантиметровому гражданину за рулем будет чуть-чуть недоставать продольного перемещения кресла. Эх, еще бы буквально 5 см. хода назад… Но тогда заднему пассажиру станет совсем туго. Впрочем, детям на втором ряду будет вполне комфортно, а это для такой машины главное.
Упомянув всуе багажное отделение, действительно маленькое по любым меркам (185 литров), нельзя не отдать ему должного. Задавшись целью, тут можно уместить достаточно много багажа. Например, ровно половина стандартной большой телеги из супермаркета целиком и без особого труда поместилась в багажном отсеке Smart forfour. Пришлось, конечно, вспомнить навыки игры в «тетрис», пристраивая вниз, что потяжелее и потверже, а наверх — что полегче и помягче. Но тем не менее, — все влезло!
Одной из главных прелестей Smart всегда была управляемость и маневренность в городском потоке. Подчеркиваю, я имею в виду именно Smart, а не перелицованного Mitsubishi Colt, который до некоторых пор выпускали под именем Smart forfour! Немцы неплохо поработали над исходной заднеприводной платформой, доставшейся новому Smart от Renault Twingo. Переход с «японского» на «французское» привел к тому, что по сравнению с моделью предшественником новый «фарфор» — настоящий крутой карт, а не городская машина. Каким, собственно, и полагается быть настоящему Smart. Однако, удлиненная из-за второго ряда сидений колесная база «потянула» за собой и увеличение веса. Снаряженный вес Smart «для четверых» составляет 950 кг. Точно такой же Smart, но двухдверка весит 880 килограмм. Лишних 70 кг. для 0,9-литрового 90-сильного моторчика машины — это заметно. За дополнительные двери и привнесенную ими практичность приходится платить невпечатляющей динамикой — чуть меньше 12 секунд до «сотни».
Но это обстоятельство совершенно не напрягает на фоне того, что машина получила, наконец то, нормальную «коробку»! В трансмиссии предыдущих «смартов» сидел отвратительный однодисковый «робот». Это садистское изобретение безвестного диверсанта испортило впечатление от езды на Smart не одной тысяче владельцев, а уж скольких людей и вовсе отвратило от покупки этой машины — не счесть.
Но теперь за перебор передач и у Smart forfour, и у Smart fortwo отвечает двухдисковая роботизированная трансмиссия twinamic. Ура-ура: толчки и провалы тяги при переключениях передач пропали! Все шесть ступеней «перебираются» хоть и с небольшими задержками, но их практически не замечаешь. Можно побаловаться даже переключениями передач с помощью подрулевых лепестков. Но на мой вкус, гораздо проще просто перевести «коробку» в спортивный режим (кнопкой около селектора КП) и радоваться взбодрившейся динамике машины. Дело в том, что когда ты пытаешься переключать передачи вручную, «коробка» каждый раз берет небольшой дополнительный тайм-аут чтобы решить: а стоит ли вообще выполнять желание водителя? В общем — не стоит оно того, это рукоблудие с «роботом»… Таким образом, можно констатировать, что Smart forfour теперь — нормальная городская микромашина. Хотя и пожертвовавшая толикой удобства парковки в стесненных условиях ради практичности.
Осталось добавить, что цены на «практичный смарт» — Smart forfour — с 90-сильным мотором начинаются от 990 000 рублей.