По некоторым сведениям, ввиду мизерного количества экспонентов, заявивших о своих намерениях участвовать в мотор-шоу, мероприятие может быть перенесено на 2017 год. Хотя эксперты полагают, что как раз к этому времени авторынок достигнет неминуемого дна и экспонироваться просто будет банально некому.
Автостроители значительно сократят модельные ряды, а некоторые вообще испарятся с наших необозримых горизонтов. Между тем, в «Крокус-Экспо» не унывают и продолжают активно предлагать свои площадки участникам. Только вот цены, даже невзирая на пошатнувшуюся экономику, дирекция выставочного комплекса решила не понижать.
Как сообщила вашему корреспонденту начальник организационно-экономического отдела департамента организации выставок Инна Норман, в случае подписания договора об участии до 1 сентября стоимость квадратного метра клиенту обходилась в 185 евро, если же соглашение было заключено до 31 декабря, прайс повысился до 250, а после нового года расценки выросли еще на 50 евро.
Справедливости ради стоит добавить, что стенды автопроизводителей в среднем занимают пространство 40х20 «квадратов», а это, если по сентябрьской ставке – без малого 150 000 евро. Деньги, надо сказать, немалые – особенно при нынешних скачках курсов и отсутствии продаж.
Правда, в «Крокус-Экспо», видимо, все же сжалившись над представительствами марок, не стали варьировать ценники в зависимости от локации павильонов и расположения стендов. Поэтому у АВТОВАЗа или кого-нибудь из китайских брендов теперь есть возможность повыпендриваться и встать рядом, скажем, с Mercedes-Benz.
Кстати, «Крокус» уже принял заявки от Nissan, Infiniti, Jaguar, Chrysler, Ford, KIA, Hyundai, Mitsubishi, Mazda. Подтвердили свое участие Ravon, пытающийся в меру сил спасти «Шеви», тот же Mercedes-Benz и даже Peugeot-Citroёn, которому скептики небезосновательно пророчили скорый уход с рынка.
Непоколебимыми остались и китайцы, в числе которых – малоизвестный Dongfeng, никому не нужный а-ля премиум Haval, еле-еле сводящий концы с концами Brilliance и убежавший, но неявным образом возвращающийся FAW. Из вполне успешных на нашем рынке гигантов из КНР соглашение пока подписал лишь Geely. Как результат – полностью забронированные 1-й и 2-й павильоны, а также два зала в 3-м павильоне.
Вопреки опубликованной в ряде СМИ информации о том, что «Крокус» теперь берет с экспонентов 90-процентную предоплату, организаторы по-прежнему позволяют рассчитываться в рассрочку. В этом случае первый взнос составляет 10% от общей стоимости согласованной площади, второй в 40% нужно сделать весной и последний – непосредственно перед началом выставки – включает оставшиеся 50%.
При всей «лояльности» предоставленных условий, ряды автостроителей редеют на глазах. Уже доподлинно известно, кого из них на мотор-шоу не будет точно. Так, не подтвердили свое участие Honda и Acura, которым, кстати сказать, предрекают «летальный исход» с российского рынка; воздержались от мероприятия Cadillac, Lexus и Toyota.
Представитель «Тойоты» в беседе с вашим корреспондентом отметил, что «в нестабильных экономических условиях необходимо тщательно подходить к выбору проектов и отслеживать их эффективность – все они должны быть оправданы с точки зрения возврата инвестиций. Приоритетом является поддержание лояльности клиентов, поэтому и маркетинговые задачи лежат именно в этой плоскости».
Вероятней всего, мимо автомобильного праздника жизни пролетят Ferrari и Maserati. Из их ультрапремиальных коллег не будет Rolls-Royce, Lamborghini и Bentley. Компанию беглецам составит Volvo, которая, как и «Роллс», блистательно отсутствовала и на прошлом автосалоне в Москве. Причем, ни у одного из двух брендов это отнюдь не было связано с финансовыми трудностями: к слову, за первые восемь месяцев объем продаж Rolls-Royce вырос по отношению к аналогичному периоду прошлого года почти в полтора раза.
В «Вольво» же нам сообщили о том, что попросту «не заинтересованы в локальных салонах и участвовать намерены лишь в знаковых мотор-шоу – Женеве, одном из китайских и двух американских. А для успешного продвижения в России есть куда более эффективные инструменты».
Ну, с премиумом понятно: они и в кризис чувствуют себя неплохо. А как же бюджетные марки?
Самый продаваемый у нас автобренд из Поднебесной – Lifan, сославшись на потери от огромных инвестиций в строительство завода под Липецком, отказался от ММАС-2016.
Не менее популярный среди россиян китайский Chery счел нецелесообразным выставляться на Московском автосалоне из-за его, как нам сказали в официальном представительстве, неэффективности: «Мы хотим вывести на рынок совершенно новый продукт для массового потребителя, но произойдет это задолго до начала ММАС, а там мы если и окажемся, то разве что с многообещающим концептом».
Не стоит рассчитывать на демонстрацию новинок японской Isuzu и корейского SsangYong. Правда, от комментариев компетентные лица решили воздержаться. Зато на радость поклонникам отечественного автопрома, помимо АВТОВАЗа, который вряд ли покажет что-то, кроме производных от XRAY и Vesta, экспозицию «разбавит» UAZ, в прошлом году ее беззастенчиво проигнорировавший.
В общем, если к уже подтвердившим свое участие фирмам не добавятся другие, то выставка рискует из крупномасштабного международного автосалона превратиться в совсем не примечательную тусовку, где паре-тройке автоконцернов компанию составят мало актуальные для нашего брата тюнинг-ателье, дилерские центры и мелкие автоаксессуарщики.
В таком случае в «Крокусе» запросто могут счесть мероприятие не рентабельным. Да и вряд ли найдутся желающие посетить выставку, где практически не на что смотреть. Отсюда вопрос: а проведут ли ее вообще? Впрочем, поживем – увидим...