Один из плюсов зимней поездки в Грузию – отсутствие очередей на границе. Летом на пункте пропуска в Верхнем Ларсе, с российской стороны почти всегда образуется огромная пробка (в последний раз я простоял там 3 часа), а сейчас, даже несмотря на новогодние праздники, машины можно было пересчитать по пальцам. Новичку это покажется добрым знаком, но знаток кавказских дорог сразу почувствует неладное. Так и получилось – мы мило провели время в Грузии, съездили в Армению, а по возвращении в Россию нас ждал сюрприз – Крестовый перевал закрыт, погранпост не пропускает. Также из-за схода лавин был отрезан от цивилизации ближайший к Крестовому перевалу горнолыжный курорт в Гудаури. Но обо всем по-порядку.
Памятуя об опыте предыдущих поездок в Грузию, мы разработали сразу несколько возможных путей «отступления». И перед тем, как отправится на родину, спокойно мониторить ситуацию. Оказалось, не зря. Несмотря на то, что департамент автодорог Минрегионразвития и инфраструктуры Грузии утверждал, что «движение на участке автомагистрали Мцхета-Степанцминда-Ларс, связывающей республику с Россией, после сошедших там накануне лавин в ближайшее время будет восстановлено», в это верилось с трудом. Хотя бы потому, что другие интернет-источники говорили об обратном. Здесь уместно провести небольшой интернет-ликбез. О состоянии дорог в этих местах лучше узнавать не из официальных сайтов-новостей, а из «тусовочных» источников. Например, форума горнолыжного курорта в Гудаури, поскольку именно это место чаще всего оказывается отрезанным от цивилизации вместе с многочисленными туристами, у многих из которых на момент ЧП уже куплены билеты на самолет или нужно на автомобиле возвращаться из отпуска на работу. В дни схода лавин на гудаурском форуме можно услышать и проклятия, и полезные советы. А главное – получить оперативную информацию о состоянии автомобильной трассы. Ведь если через Гудаури не идет поток машин, то и перевал закрыт, и до границы не доберешься. И тут есть несколько вариантов.
ЗАБЫТЬСЯ ХИНКАЛИ
Можно добраться до Пасанаури и наслаждаться там в ожидании «летной погоды» лучшими в Грузии хинкали, гулять по живописным окрестностям или медитировать под шум Арагви. Но здесь есть одна важная деталь.
Пасанаури – маленький городок, на который всего одна гостиница, которая находится над ресторанчиком, где этими хинкали и потчуют. И очень велика вероятность, что все номера будут заняты, а в частном секторе цены возрастут раз в пять. Впрочем, цены гарантированно поднимутся на все: в лавиноопасный период застрявшие путешественники – единственный источник дохода в этих краях. И несмотря на врожденное гостеприимство, грузины не упускают возможность подзаработать. Кстати, зимой здесь появляются специфические мошенники. Они представляются сотрудниками грузинского МЧС и навязчиво предлагают взять в прокат или купить цепи для колес по бешеным ценам. Мы их послали подальше и спокойно проехали: главное правило вождения на зимней горной дороге – не делать лишних движений рулем и не лихачить. Пусть даже в ущерб скорости перемещения.
К тому же неизвестно, сколько дней будет закрыт перевал, и можно застрять в Пасанаури и в буквальном смысле вернуться нищими – были случаи, когда путешественники звонили домой, чтобы им выслали денег на бензин. То же самое касается и других придорожных поселений.
НА БАКУ!
Тем, кто сильно торопиться, можно предложить выбраться в Россию через Азербайджан. Крюк получается в 1200-1300 километров по маршруту Грузия-Азербайджан-Дагестан-Чечня-Ингушетия-Северная Осетия. Плюсов здесь несколько. Во-первых, почти на всем пути идешь по хорошим дорогам. Исключение – участок перед границей Азербайджана и Дагестана. Он более похож на дикую горную тропу, и приводить в божеский вид его никто в ближайшее время не собирается. Во-вторых, возможность посетить новые интересные места.
При благосклонности высших сил, из Тбилиси в Баку можно добраться часов за 8-10. На границе придется заплатить транспортный налог и страховку – 3000-5000 рублей, в зависимости от машины. Также принято давать бакшиш таможеннику, но если вы здесь часто не ездите, это правило можно проигнорировать. Отсюда правила езды по Азербайджану – ничего не нарушать. Тормозят здесь часто и придираются ко всему, к чему только можно – грязным номерам, тонировке или, бывало и такое, георгиевской ленточке на антенне. Можно сказать, что в рейтинге кавказских гаишников азербайджанцы – самые жадные. При этом их легко обмануть. Если вы едете на авто с российскими номерами, и с вас тянут деньги, можно с ходу говорить, что вы записываете разговор на скрытую камеру и сию минуту звоните в российское консульство. Помогает стопроцентно! Так же часто прокатывает разговор со стражем дорог «по душам» – жалобы на бедность, «кровавый режим» и прочие ужасы российской жизни.
Если вы не сильно торопитесь, то Баку обязателен для посещения. Это прекрасный город, гармонично сочетающий в себе старину и современность. Так же по дороге будет столица вотчины Рамзана Кадырова – Грозный. Кстати, у чеченских гаишников имеется негласное указание не трогать российские автомобили, поэтому остановить вас могут лишь для проверки документов на блокпостах. Обе столицы Ингушетии – Назрань и Магас – ничем не примечательны, но для полного удовольствия можно остановиться. Хотя бы ради того, чтобы побывать в продуктовых магазинах, где нет спиртного – им торгуют во вполне эзотерических торговых точках, которые знают только истинные «правоверные».
ИДИТЕ В БАНЮ
И есть еще один вариант – остаться в Тбилиси и ждать сообщений с гудаурского форума. Что мы и сделали. В лавиноопасный период цены здесь не скачут – до Крестового перевала около сотни километров. Можно найти дешевый хостел (500-600 рублей с человека в сутки) и там затусить. В вышеуказанную сумму всегда входит бутылка вина и чачи от хозяина. В хостелах есть кухни, где вы можете готовить сами и поедать приготовленную пищу вместе со спиртным на открытых верандах. Чем мы и занимались вечерами в течение трех дней, пока не открыли перевал. Тбилиси невозможно обойти за один день, поэтому вынужденный простой стоит потратить с умом. Гулять по старому городу (лично я могу это делать бесконечно), ходить в знаменитые серные бани (номер на час обойдется в 30 лари – около 1000 рублей) и посещать многочисленные музеи. Особенно рекомендую Грузинский национальный музей, в нем также можно бывать по многу раз, не надоедает.
А для религиозных людей не будет лучшего времяпрепровождения, чем ходить по многочисленным тбилисским храмам. Здесь они буквально на каждом шагу, и если священник на месте, то вас ожидает интересная беседа. Грузины – очень верующий народ и, несмотря на политические коллизии, русские для них всегда остаются братьями по вере.
ДВА ПРОТИВ ПЯТИ
Когда объявили об открытии перевала, мы тронулись в путь. Но и здесь не все так просто. Перевал стал доступен вечером и мы рассчитывали, что к утру пробка из желающих вернуться домой рассосется. Но не тут то было! Фуры стояли вдоль дорог километров за 50 до границы – их через перевал пока не пускали. Думается, правильно – если такая махина не сможет подняться и покатится назад, то снесет и машины, и дома. Грузинскую границу мы прошли быстро, минут за 20 и поехали по нейтральной территории. В Верхнем Ларсе она тянется несколько километров. Ровно по середине дороги встали в 2-часовую пробку. Хотя все познается в сравнении – прошлым летом я простоял здесь около 5 часов.
… И напоследок хочется резюмировать опыт по перемещению в лавиноопасный период. Если Крестовый перевал закрыт, то пока идет снег, никого не пустят. После снегопада – сутки ожидания схода лавин. День на третий-четвертый дорогу немного почистят и, скорее всего, даже начнут пускать машины в одну сторону. Полностью перевал не откроют до тех пор, пока не случиться небольшого похолодания и риск схода новых лавин снизится до минимума. Вывод напрашивается сам собой: раз уж застряли, то расслабьтесь и получайте удовольствие. Все равно ничего изменить у вас не получится.