Съехав с парома в Керчи (с какими «засадами» мы встретились, добираясь сюда по трассе «Дон», вы можете узнать здесь) намечаем маршрут. И первым номером в списке — посещение так называемых Генеральских пляжей: оторванного от благ цивилизации местечка на азовском побережье. Тут надо заметить, что северный берег Крыма — раздолье для тех, кто предпочитает отдыхать в одиночестве и при этом передвигается на полноприводном автомобиле. Итак, ранним солнечным утром, выгрузившись с парома, попадаем на довольно разбитую дорогу из порта в город. Проскочив Керчь насквозь, мы в Багерово, доверяясь навигатору, свернули в поля. Степи на север от города пронизаны целой сетью грунтовых дорог, соединяющих уже не существующие села и поселки, заброшенные карьеры и каменоломни, а также уже давно не функционирующий военный аэродром и прилегающий к нему полигон. Под колеса нашей «Нивы» легла крымская степь, сзади взвился густой столб пыли.
Через полчаса выезжаем на довольно прямую и накатанную грунтовку, которую навигатор поименовал «рокадой». Это дорога должна в случае чего обеспечивать передвижение войск и подвоз припасов к частям. Армейских подразделений мы, конечно, не нашли, хотя время от времени вдалеке мелькали пограничники с собаками. Свернув с рокады в сторону моря и преодолев довольно крутой подъем, увидели перед собой водную гладь до горизонта. Так что дело осталось за малым — найти место, где поставить палатку.
Генеральские пляжи представляют собой череду изолированных друг от друга скалами бухт. В одни можно заехать на внедорожнике, в другие — нет. Многие были заняты такими же, как мы, «дикарями». В конце концов остановили свой выбор на бухте Александра Новикова. Спускаться на пляж было страшновато: крутой склон и колея со значительным перекосом запустила порцию адреналина в кровь. Лавируя между валунами, все-таки сумели спуститься. Почти следом за нами вниз скатился Mitsubishi Pajero Sport из Татарстана, ребята не заметили нашу машину и решили, что бухта свободна. Увидев нас, они развернулись и поехали назад и на подъеме с пляжа долго буксовали в песке, несмотря на серьезную резину.
Забегая вперед скажу, что позже мы преодолели этот участок без проблем, все-таки «Нива», как правило, без эксцессов проходит там, где застревают ее старшие товарищи по цеху. Песчаный пляж, перемежаемый полосами ракушечника, и прозрачное голубое море — место настолько живописное, что нам не верилось в реальность происходящего. На скорую руку мы поставили палатку и легли спать после дальней дороги.
На следующий день поехали в сторону села Золотое, по пути нам предстояло осмотреть Сюрташский грязевой вулкан. Перед поездкой, памятуя о неровностях рокады, оставшихся, видимо, от траков военной техники или, что более вероятно, грейдера, решил спустить колеса до 0,8 атмосфер. На этот случай припасли еще в Москве высокоточный манометр с возможностью стравливания давления и один из самых мощных компрессоров, какой нашел. Давление стравлено, можно двигаться. Ощущения просто невероятные — вчера, когда ехали к морю, машину трясло так, что боялись поломки подвески. Теперь же, на полуспущенных колесах, неровности дороги, камни и кочки не ощущались вообще.
Через полчаса, слушаясь навигатора, заехали на гору «Большой шабан», дальше навигатор дороги не знал. На вершине можно осмотреть развалины Киммерийской крепости — на сегодняшний день от нее остались только фундамент и небольшое углубление в земле, видимо, когда-то бывшее подвалом. С верхотуры заметили дорогу, ведущую непосредственно к грязевому вулкану, ту самую, которую навигатор не знал. Спуск с горы занял всего пару минут.
Еще на подъезде к вулкану почувствовали странный запах, как-будто что-то стухло в контейнере с продуктами. Но в конце концов стало ясно, что так пахнет сам вулкан. Он находится с обратной стороны соседней вершины. Вообще показалось странным, что этот район до сих пор не облагорожен, ведь прекрасные пляжи, чистое море и обилие достопримечательностей — просто рай для туриста. Хотя, с другой стороны, будет жаль, если этот малонаселенный дикий уголок наполнится праздными гуляками.
Пока мы пробовали мазаться грязью и, что заняло гораздо больше времени, отмываться от нее, солнце пошло на убыль, а нас ждала Ай-Петри и автокемпинг у ее подножия.
Как только выехали на асфальт после села Золотое, сразу подкачали колеса и, как выяснилось, зря — асфальт являлся таковым лишь с виду, и на протяжении всей дороги к трассе на Феодосию был покрыт выбоинами и время от времени прерывался огромными ямами, которые нужно было объезжать по обочине. Через два часа мы выехали на дорогу в Феодосию и в сумерках помчались в сторону Ай-Петри. Путешествие по российскому Крыму продолжается…