Выбирая направление для летнего отпуска, мы зачастую отталкиваемся от мнения знакомых, телевизионной картинки, чужого опыта. Поэтому и пропускаем новые, еще не обкатанные направления. Хорватия и Черногория, Греция и Португалия, Болгария да Испания с Португалией — вот, пожалуй, и весь список стран Старого Света, которые по мнению россиян обеспечат достойный морской отдых. Плотность туристического потока гарантирует высокую цену в сезон, пусть даже и бархатный. Поэтому нам ни один из этих вариантов не подходит. Копнем глубже.
У Словении, маленького и не самого раскрученного государства в самом центре Европы, есть крошечная полоска собственного пляжа на Адриатике. Всего 48 километров. Городами Порторож и Пиран еще не забиты социальные сети и новостные порталы. Одним словом, отличный вариант для закрытия купального сезона. К тому же, по дороге можно осмотреть множество стран. Наш маршрут, помимо самой Словении, пройдет через Белоруссию и Польшу, Австрию и Словакию. Ну, а какой евротур без Бартиславы. Простите, Братиславы.
Подготовка и бюрократия
Про шенгенскую визу и упоминать не стоит — без волшебной наклейки в загранпаспорте делать в Европе нечего. Еще потребуется гринкарта — страховку на автомобиль, которая обойдется в 2 450 рублей на две недели — пластиковая карта для заправки автомобиля в Белоруссии и Польше, где никому даже твердая европейская волюта не интересна. Трос и насос, влажные салфетки, фотоаппарат да шлепанцы с плавками. Вот и весь список.
Мы едем на Mitsubishi Outlander, популярном кроссовере с 2,4-литровым бензиновым мотором, не самым большим топливным баком, но ровным полом в багажнике, который должен выручить в случае непредвиденных обстоятельств. «Трюм» у японца огромный, так что бросим пару спальных мешком, чтобы не замерзнуть при вынужденной ночевке. Лето-2019 и в Европе не блещет высокими температурами.
Отдельно стоит озаботиться наличными. Дело в том, что европейцы принимают «пластик» не везде и не всегда. Множество магазинов и кафе украшены табличкой Сash only, а банкоматов в России куда больше, чем, например, в Словении. Представляете, существуют торговые центры, где их нет вовсе!
Первые полторы тысячи километров
Самый скучный участок маршрута — это дорога до Польши. В Старом Свете на таком плече можно разменять две-три страны и объехать несколько десятков достопримечательностей. У нас же — лишь подмосковные пробки, Минское шоссе до сих пор «в ремонте», неприметная российско-белорусская граница, где мы с нашими номерами совсем никому не интересны, да «олимпийская трасса» в Белоруссии. К слову, минимальный порог нештрафуемого нарушения в братской республике — 9 км, а посты контроля и камеры давно уже научились обращаться с российскими номерными знаками. Так что торопиться не стоит, разрешенная скорость — комфортные и экономичные 120 км/ч. Расход Outlander на этом отрезке — всего 8,5 литров АИ-92.
Опытный путешественник знает, что ехать через город-крепость не стоит. Бресткий мост, главный погранпункт между Польшей и Белоруссией, перегружен, да и дорога до Варшавы — череда населенных пунктов с ограничением в 50 км/ч. Поедем через Белосток, где в 25 км от границы начинается новый автобан, который в скором времени пройдет через всю Польшу.
Наша цель — город Котовице, расположенный недалеко от границы со Словакией. Ехать до него 1600 км. По европейским-то дорогам! За один присест домчим. Ну-ну. Во-первых, поляки не перетруждаются на границе, поэтому переход в «Кузнице» занимает без малого три часа. Во-вторых, вся Польша погружена в дорожное строительство, а вечерние пробки в Варшаве ничем не отличаются от московских. Те же аварии, заторы и ругань водителей. Так что до гостиницы удалось добраться, изрядно вымотавшись, лишь к трем часам ночи следующего дня.
Краткий итог: ночевать надо в Белоруссии — это дешевле и прагматичнее с точки зрения дальней поездки. Так, гостиничный номер на двоих у соседей обойдется в 1200—1500 рублей, а вот поляки попросили уже 3500 рублей. Полторы тысячи километров до Котовице — единственное и очень трудозатратное достижение первого дня. Да и бензин, залитый еще на белорусской границе, уже наполовину израсходован. Заправляться надо в Польше — здесь самое дешевое в Европе топливо. Разница с соседней Словакией — 20 евроцентов или 12 рублей на одном литре. Толи еще будет!
Солнечная Словакия и знаменитая Братислава
Заправившись до полного бака, покидаем Польшу и едем на первую же заправку в Словакии. Звучит странно, но на АЗС нужно купить виньетку — 10 евро за возможность ехать по всем платным дорогам государства — и можно отправляться в первую интересующую нас точку. В Братиславу.
«Евротур» — старый, но смешной фильм о приключениях американцев в Европе — говорит о невиданной дешевизны столицы Словакии. И не врет ведь: до сих пор европейцы отмечают здесь мальчишники и дни рождения из-за низких цен в барах и ресторанах, дешевых гостиниц и других увеселительных заведений. Оттого и название города переиначили: Бартислава. Хорошая гостиница в центре — от 30 до 50 евро в сутки за двухместный номер, обед на двоих — 30 евро, магнит на холодильник — не более трех евро.
Впрочем, здесь каждый найдет себе развлечение по вкусу: уютный исторический центр, вкусная кухня, приветливый народ и множество маленьких, но интересных магазинчиков самой разной направленности. Отдельный пункт — музыка. Десятки уличных музыкантов, играющих на самых разных, порой непонятных и странных инструментах, создают уникальную атмосферу Братиславы, Двух дней в Братиславе будет более чем достаточно для подробного знакомства с городом, а добрые воспоминания останутся навсегда.
Интересная подробность: у нас начал резко снижаться расход топлива. Толи европейское топливо так действует на наш Mitsubishi Outlander, толи ровные дороги, но бортовой компьютер неумолим — средний расход за день составил 7 литров бензина. Магия?
Братислава находится на границе Словакии, до Вены отсюда менее часа езды, так что на первой же загородной АЗС покупаем виньетки и на Австрию, и на Словению. И та, и другая — на неделю, клеить — в строго указанное место на лобовом стекле. Итого около 20 евро. За альпийские тоннели придется платить отдельно. Здесь же заливаем полный бак — 73 евро за 51 литр. Ух!
Австрия насквозь и Словения прямиком до моря
Австрия прекрасна и невероятно привлекательна, поэтому достойна отдельного путешествия. Нам же нужно пройти Вену стороной и вырваться на предгорные магистрали, чтобы к вечеру приехать но море. Там уже ждет уютный отель с потрясающим видом, чистая и прохладная Адриатика и, конечно, свежайшие морепродукты. Одним словом: Порторож.
Австрийская граница отличается от общеевропейских: здесь не рады случайным гостям и беженцам, поэтому стоит забор и внимательный контроль. Машины останавливают выборочно, но виньетку проверят у каждого. Получив одобрительный кивок от пограничника, въезжаем на территорию. Пейзаж меняется мгновенно: богатая и технологичная, помешанная на экологии и правах человека Австрия в корне отличается от бедной и во многих районах аграрной Словакии. Маленькие, чистые деревеньки — словно декорации для голливудских фильмов об обеспеченной старости. Скоростной режим соблюдаем неукоснительно и бережем топливо — здесь за литр АИ-95 просят уже 1,6 евро. А до Словении еще ехать и ехать.
Впрочем, городишки скоро заканчиваются, открывается магистраль, которая, несмотря на горные массивы, быстрая и достаточно широкая. Наших не видать: за все время после Польши набралось не более 10 машин с «родными» номерными табличками. Не популярное направление. Кстати, европейцы очень просто решили проблему с обочечниками: здесь нет обочин. Узкая полоска, не более двух десятков сантиметров, отделяет асфальтовое полотно от достаточно крутых откосов. C рекламных щитов на это грустно смотрит Toyota Camry.
С комфортом и прекрасным видом из окна движемся по указателям на Любляну: до столицы Словении всего 400 км идеальных дорог, а оттуда уже стокилометровый прямик до моря. Горные пики и поля с коровами из рекламы шоколада, предельно аккуратные австрийские водители и цветущая европейская сказка. Кажется, можно ехать так всю жизнь. Но тут начинается Любляна: кольцевая дорога, на которой примерно миллион указателей. Стрелки везде: на дороге, на знаках, на рекламных конструкциях. Классический пример: три полосы, каждая из которых приведет в разные государства! Это центр Европы, здесь уже совсем другие расстояния.
Сваливаемся в нужный поворот и выходим на финишную прямую. Дороги в Словении отличные, быстрые и ровные, так что от столицы до пляжа всего 45 минут без нарушений. Хоть каждый вечер выезжай на море.
Широкая магистраль, пересекающая всю страну, богата домами на колесах с самыми экзотическими номерными знаками: тут и шведы, и норвежцы, очень много немцев. А вот российские номера привлекают внимание: нас фотографируют, машут из окон проезжающих машин. Санкционная борьба и вечное противостояние с блоком НАТО осталось на российских голубых экранах. Здесь все рады гостям, откуда бы они ни были.
Море
Последняя развилка, откуда дороги уходят на итальянский Триест и хорватскую Пулу, осталась позади. Уже чувствуется мягкий адриатический бриз, припекает солнце, скорость потока падает. Мы въезжаем на живописную прибрежную дорожку, почти тропинку, бегущую вдоль моря в тени вечнозеленых деревьев. Без всяких сомнений — это самый настоящий морской курорт в духе французского средиземноморья. Домики с красными черепичными крышами, размеренные пересуды в рыбных ресторанчиках и бесконечная морская гладь. Можно выдохнуть и заглушить мотор. Прибыли! Впереди неделя размеренного отдыха вдали от неусыпной суеты родного мегаполиса.
Собираясь на словенское взморье, нужно сразу выбирать гостиницу с парковкой. Прижаться тут негде, городки взбираются на скалы, а улочки — узкие и зачастую односторонние. Гостиничные же паркинги не столь глобальны, чтобы решать вопрос на месте. Так что о стойле для «железного коня» надо подумать еще в Москве.
Продолжает удивлять и Outlander. Расход топлива, несмотря на горную дорогу в Австрии и шуструю магистраль в Словении, упал до 6,2 литра. Климатическая установка последние несколько сотен километров работала на полную мощность, круиз-контроль был активирован. Никакой искусственной экономии топлива. Откуда такие цифры и почему их не удается достичь в России?
Европейские озера
В Словению мы прибыли не только ради моря. Одной из главных местных достопримечательностей является удивительное горное озеро Блед, красота которого воспета не только поэтами и писателями, но и простыми путешественниками. Без всяких сомнений — это одна из главных, если не главная достопримечательностей страны.
Отдохнуть на Бледе — не дешево. Просто вход на пляж стоит от 7 евро, а чашка кофе в местных ресторанчиках на берегу — 10. Знаменитый бледский торт обойдется также в 7 евро, а про гостиницу и другие места ночевок лучше даже не спрашивать. Любляна — дорогой город, в котором особо нечего делать, а уж городок на берегу озера Блед — просто Швейцария. Как по пейзажу, так и по ценнику.
Однако русский турист найдет лазейку: во-первых, рядом есть кемпинги, где можно законно и относительно недорого — от 20 евро — переночевать, а во-вторых, на Бледе есть бесплатные спуски для купания. Выглядят они как подмосковные водоемы, но купание в озере с теплой водой и видом из «Властелина Колец» все эти невзгоды разом нивелирует. С одного погружения. Если кратко: в Словении можно не посещать столицу или морские курорты, но на Бледе побывать стоит любой ценой.
Дорога домой
Впереди нас ждет долгая дорога домой, около 2 500 км. Поэтому, вдоволь накупавшись в сказочном горном озере, мы выезжаем в сторону Австрии. Вечерний сумрак и начинающийся дождь, а также перекрытие главного тоннеля в Австрию — везут яхту, надо подождать около 30 минут, заплатив за это счастье 7,40 евро — ставят крест на желании добраться до гостиницы в Граце.
Выбираем большую парковку и разбираем багажник — вот и пригодились нам ровный пол Mitsubishi Outlander и спальные мешки. Восемь часов крепкого — после купания в теплой пресной воде — и здорового сна, плотный завтрак за 25 евро на двоих и 14 часов хайвеев и дорожек, тропинок и польских ремонтов. Пройдем всего за 12 минут польскую границу и будем фактически дома.