На сегодняшний день путешествие на авто по своему комфорту, мобильности и удобству является лучшим решением проведения активного отдыха. Вы едете, наслаждаетесь видами, проносящимися мимо, останавливаетесь, где захотите, да и вообще, если машина большая, то и от жилья особо не зависите — всегда можно закинуть палатку в багажник и устроиться на ночлег в любом приглянувшемся месте.
Мы отправились в путь на японском кроссовере Nissan X-Trail российской сборки. Он достаточной просторный, не обделяющий уютом и комфортом семью из четырех человек в дальней поездке. Кроме того, еще и довольно динамичный, а главное — высокий и полноприводный. Мотор мощностью 171 л. с. тянет во всем диапазоне оборотов, вариатор отлично аккомпанирует двигателю, а клиренс в 210 мм и все ведущие позволяют съезжать туда, куда вас не доставит ни один из экскурсоводов.
Отдельной похвалы заслуживает адаптивный круиз-контроль, призванный помогать водителю в долгих перегонах, куча систем безопасности, вставших на защиту не только обитателей кроссовера, но и других участников дорожного движения, а также умная мультимедийка, понимающая команды смартфона и не вынуждающая отвлекаться от дороги. Не в последнюю очередь благодаря автомобилю наше путешествие получилось особенно насыщенным на красоты Северного Кавказа. О них и поговорим.
Многие ли из вас бывали в Ингушетии? Уверены, что со времен ужасных событий, которые сотрясали нашу страну в 90-е, некоторые и сейчас отмахнутся рукой, заявив, что уж лучше по сотому разу в Геленджик или уставшему от наплыва туристов Сочи. Для тех же, кто посмелее, скажем: бояться нечего. И если есть желание путешествовать по Ингушетии, то здесь для этого есть все — жилье, достопримечательности, высокие горы и… хорошие дороги!
Первая правильная локация расположена неподалеку от въезда в республику со стороны Военно-Грузинской дороги в селе Ольгети — башенный комплекс Эрзи. Тридцатиметровые вайнахские боевые башни впечатляют своей величественностью и монументальностью. Считается, что их постройкой занимался вайнахский зодчий Янд из тейпа Яндиевых, живший в 17 веке. Со временем башни пришли в упадок и были разрушены. Сегодня можно лицезреть их в восстановленном виде. Но это, поверьте, не отменяет всей красоты этого места.
Единственное «но» — раньше, можно было проехать к башенному комплексу на машине, поднявшись по крутому склону. Сегодня все подъезды перегорожены «колючкой». Поэтому подниматься к комплексу придется пешком по тропе, вдоль которой установлены фонари. Но и поднявшись, вы не сможете полноценно насладиться строениями — большая часть комплекса также обнесена колючей проволокой. Весьма странное решение для развития туризма. А посему, рекомендуем не расстраиваться, а ехать по дороге дальше — через перевал. Там вас ждет комплекс покруче — Эгикал.
Передохнуть же от дальней дороги рекомендуем в парке Джейрахско-Ассинском музее-заповеднике, где в ущелье реки Гулой-хи возвышаются на скалах башни оборонительно-сторожевого комплекса Вовнушки.
Далее въезжаем в Чечню. Одним из красивых мест Чеченской республики считается озеро Кезеной Ам. Однако если проехать чуть дальше, то вы попадаете в старый, но хорошо восстановленный аул Хой. Впрочем, кое-где можно увидеть остов старых домов. Но в целом, город стражников восстановлен полностью. И побродить по нему крайне интересно и познавательно. К тому же, здесь можно провести отличную фотосессию. А если есть квадрокоптер, то и посмотреть на аул с высоты птичьего полета. Особенно потрясающие виды со стороны скалистого обрыва.
С Кезеноя до Дагестана — рукой подать через перевал. И это совсем другая природа. Горы — более скалистые и высокие, растительности меньше, а к концу лета она и вовсе выгорает. Но от этого Дагестан хуже не становится. Высокогорные серпантины не только увлекают азартной ездой, (тем более, что руль Nissan X-Trail располагает к активным упражнениям), но и роскошными видами на долины и высоченные горные хребты, окружающие их.
Чтобы посмотреть и насладиться Дагестаном, в нем нужно пожить какое-то время. Галопом можно увидеть только самое основное. Но и того, что посмотрит турист, будет достаточно для того, чтобы влюбится в эту республику.
Например, одним из чудес природы по праву можно считать Салтинский водопад. За века и тысячилетия вода пробила в скалах живописный каньон, который ведет в пещеру, в которой и бьет этот фантастический по красоте водопад.
Стоит посетить и город Дербент. Во-первых, чтобы побродить по его старым улочкам. А во-вторых, обязательно посетить цитадель Нарын-Кала — крепость, каждая отдельная часть которой охраняется государством и признана Всемирным наследием ЮНЕСКО. Согласитесь, такого уровня памятники архитектуры видишь не каждый день. И здесь действительно есть, что посмотреть.
Можно побродить по крепостным стенам. Получить удовольствие от вида современного Дербента и моря. Или же изучить многочисленные помещения, ходы и музеи внутри крепости. Весьма приятное место, в котором легко можно провести несколько часов к ряду. Тем более, что здесь есть и рестораны с кафе, и туалет, и магазины сувениров. В общем, однозначно рекомендуем. Тут будет интересно и без типовых рассказов экскурсоводов.
Естественно, главной достопримечательностью Дагестана, которую стремится посетить каждый турист, является Сулакский каньон. Сложно сказать, откуда он выглядит величественнее — с высоты скал и головокружительных выступов или же с реки, протекающей по дну каньона. Мы бы рекомендовали взглянуть на эту достопримечательность со всех сторон. Опять же, гиды вариантов не предложат.
Как вы понимаете, Кавказ огромен, и уместить все его красоты в один текст, увы, попросту невозможно. И уж тем более объездить его за несколько дней. Но уверены, что хоть немного вдохновили вас на путешествие. И в следующий раз вместо набившего оскомину моря вы отправитесь на встречу приключениям в республики Кавказского хребта. Главное, чтобы был достойный и надежный комфортабельный автомобиль, готовый скрасить ваш семейный вояж.