37916

Машины, опередившие время себе во вред

Некоторые автомобили появились на свет слишком рано, чтобы быть понятыми современниками
В истории мирового автопрома достаточно примеров, когда технологии, воплощенные в автомобиль опережают свое время, и оценить их по достоинству современники не могут. В результате, восхищаться техническим гением приходится, глядя на буклеты или музейные экспонаты.
Поделиться
Изображение Машины, опередившие время себе во вред

ASTON MARTIN LAGONDA: БОРТОВОЙ КОМПЬЮТЕР

Выпущенная в количестве 645 экземпляров, эта модель получила название в честь престижной британской марки Lagonda – ту машину вы могли видеть в сериале «Пуаро». Сам бренд перешел к «Астону» в в 1947 году, а в 1974-м компания неожиданно для всех выпустила четырехдверный седан, наряду с именем Lagonda получивший мотор V8, крайслеровский трехступенчатый автомат ТorqueFlite и… первый в истории автомобиля бортовой компьютер с цифровым дисплеем и монитором на электронно-лучевой трубке. Разумеется, уровень технологии не позволил создать надежную систему, но не оценить провидческий дар AstonMartin невозможно.

CADILLAC FLEETWOOD: ОТКЛЮЧАЕМЫЕ ЦИЛИНДРЫ

В эпоху, далекую от современного помешательства на топливной экономичности, GM представил модель Fleetwood, оснащавшуюся двигателем V8 с отключаемыми цилиндрами. Это очень красивая, но даже сегодня крайне непростая в производстве технология и считанное число моделей могут похвастать подобными моторами.

Как и сейчас, двигатель Fleetwood V-8-6-4 при малых нагрузках отключал ненужные цилиндры для экономии топлива. Но в 1981 году, когда полупроводники и бортовые компьютеры были еще в зачаточном состоянии, реализация идеи была очень и очень непростой технической задачей. GM заслуживает похвалы за попытку, но V-8-6-4 для подразделения моторов GM стал настоящим «Титаником». Сам двигатель V8 был прекрасен, но система деактивации работала плохо из-за недостаточной скорости обработки данных бортовым компьютером. В результате, машины дергались, тупили, издавали пугающие владельцев звуки и вообще не радовали стабильностью работы. Для некоторых автомобилистов знакомство с Fleetwood V-8-6-4 стало первым и последним опытом владения Cadillac.

CADILLAC COUPE DE VILLE: С ДАЛЬНЕГО НА БЛИЖНИЙ

Тот самый случай, когда на коммерчески успешной премиальной модели дебютировала технология, ставшая доступной рядовому автомбилисту только в XXI веке. Coupe de Ville был настоящим коктейлем из мощи и роскоши: под капотом устанавливался мотор V8 – начала объемом 5,4 литра, затем 7,7 литра. «Скромная» модификация с двигателем 6,3 литра развивала 325 л.с и 600 Нм крутящего момента на 3100 оборотах и разгонялась до 100 км/ч за 9,8 секунд. Салон Cadillac Coupe de Ville стал настоящим произведением искусства. Но гораздо более впечатляющим было наличие в списке опций (помимо кондиционера и электрорегулируемых в шести направлениях кресел) фар, автоматически переключавшихся с дальнего на ближний благодаря фотоэлементу, реагировавшему на свет фар встречного авто. А на дворе стоял 1961 год!

BUIC RIVIERA: СЕНСОРЫ В САЛОНЕ

Как и в случае с Aston Martin, Buick Riviera 1986 года стал чем-то вроде иллюстрации к фантастическому фильму или книге, когда провидцы-фантасты описывают технологию будущего, представляя ее реализацию современными им техническими средствами. Buick Riviera стал первым в мире серийным автомобилем с сенсорным экраном управления. С помощью сенсорного экрана все той же электронно-лучевой трубки, в автомобиле контролировалось большинство его систем . Устройство работало довольно успешно, о чем вы можете судить взглянув на видеоролик внизу. Но потребовалось не менее 20 лет, чтобы технология стала пригодной к массовому применению и не доставляла хлопот.

OLDSMOBILE HURST 442: «АВТОМАТ» СО СПОРТ-РЕЖИМОМ

На этом автомобиле из класса «масл-каров» чуть ли не впервые была представлена очень интересная спортивная трансмиссия Hurst Dual Gate shifter, также известная как «His&Hers» («Его и Ее») – своеобразная предшественница современных АКП со спорт-режимом. Название подчеркивает возможность водителя ездить и на «автомате», и на «механике». Трансмиссия предлагалась как часть спортпакета Hurst/Olds. Перемещение селектора выбора режима движения в лево соответствовало обычному автоматическому типу (R-N-D), перевод рычага в правую сторону превращал трансмиссию в псевдомеханику, позволяя шоферу самостоятельно определять наилучшую передачу. Хитрый механизм делал невозможной включение заднего хода во время движения или промах в «нейтраль». На коробку давалась пожизненная гарантия.

GM EV1: ОДИН ИЗ ПЕРВЫХ ЭЛЕКТРОМОБИЛЕЙ

Сейчас уже никого не удивляют BMW i3 или Tesla, но стоит помнить, сколь непростым был путь к современному электромобилю. GM EV1 вполне может претендовать на частичку популярности Tesla, ведь именно на нем обкатывались многие технологии нынешних электрокаров.

EV1 (Electrical Vehicle 1) был пилотным проектом GM, предназначенным для крупномасштабных испытаний. Машина выпускалась с 1997 года и была доступна только в двух штатах – Калифорнии и Аризоне, и только на условиях лизинга. Малая часть автомобилей продавалась в Джорджии по спецпрограмме.

На 650 машинах первого поколения были использованы обычные свинцово-кислотные аккумуляторы. На втором поколении EV-1, появившемся в 1999 году, устанавливались никель-металл-гидридные аккумуляторы, питавшие 137-сильный электромотор, выдававший менее 150 Нм. Таких машин выпустили всего 465 экземпляров.

Автомобиль был интересен и уникален не только силовой установкой. В погоне за эффективностью, конструкторы GM добились чрезвычайно низкого уровня аэродинамического сопротивления – 0,195: чуть больше, чем у недавно появившегося сверхэкономичного Volkswagen XL-1 (Cd – 0,189). Только представьте, как бы мог ехать EV1, будь на нем современный силовой агрегат и литиевые батареи!

К сожалению, в 2003 году программа была закрыта, электромобили изъяты у пользователей, многие из которых просили дать им выкупить их машины, но в GM были непреклонны. И весь парк EV1 за исключением двух музейных экземпляров был уничтожен.

TUCKER 48 TORPEDO: КАК ТОРМОЗИЛИ ПРОГРЕСС

В 1946 году в Чикаго была зарегистрирована фирма Tucker Сorporation, во главе которой стояли Престон Томас Такер и Гарри Миллер. Они, при содействии дизайнера Алекса Тремулиса, построили прототип огромного двухдверного купе с обтекаемым кузовом, большим задним стеклом из двух частей и «килем» посередине. Под капотом разместился 6-цилиндровый оппозитник объемом 9,6 литра, развивавший 150 л. с.

Их следующий прототип увеличился в размерах за счет выросшей базы и прибавлении 2-х дверей. В машину установили авиационный 5,5-литровый двигатель от вертолета мощностью в 166 л. с., агрегатированный c четырехступенчатой АКП с электромагнитным переключением. Систему непосредственного впрыска заменили двумя карбюраторами. Экземпляр мог развивать до 200 км/ч и разменивал «сотню» за 10 секунд.

На автомобиле впервые для американских авто появился целый ряд технологий, ставшизх в наше время стандартными. Вот только самые главные особенности Tucker: дисковые тормоза, ремни безопасности, поперечное расположение двигателя c его установкой сзади, полный привод, адаптивная оптика (центральная фара на капоте, получившая название «Глаз циклопа», оснащалась мощным источником света и поворачивалась одновременно с колесами), непосредственный впрыск топлива, запирающийся на ключ ручной тормоз (защита от угона), самозаклеивающиеся бескамерные шины и безопасные стекла с добавлением полимеров.

Уже одного этого перечня достаточно, чтобы представить, насколько опасным детище Такера было для большой американской тройки, продолжавшей штамповать устаревшие машины по канонам 30-х годов. Через некоторое время после премьеры к компании начали проявлять пристальный интерес фискальные службы США. Компания оказалась затянутой в двухлетние судебные разбирательства, ее поставщики внезапно отказывались от сотрудничества, а инвесторы столь же внезапно потребовали возврата средств. В довершение ко всему, завод был изъят правительством для выпуска бомбардировщиков – началась война в Корее. Спустя два года имя компании было очищено от наветов, но нанесенный ущерб оказался непоправим. Почти сломленный судебными тяжбами и травлей в прессе, Такер уехал в Бразилию, где собирался начать производство спорткупе Carioca. Но 26 декабря 1956 года в возрасте 53 скончался.

К моменту прекращения своей деятельности, компания выпустила 51 автомобиль. Из них в «живых» осталось 47. Большая часть находится в США. Две машины – у коллекционеров в Японии, одна – в Бразилии и одна – в Британии.

Сегодня цена Tucker Torpedo, стоившей около $5000, составляет более 1 миллиона долларов США.