Становлению вторичного рынка китайских автомобилей в России препятствует множество объективных и субъективных причин, и совершенно не факт, что все они будут устранены в ближайшем будущем. Больше того, есть серьезный риск, что к ним добавятся новые.
Еще совсем недавно вопрос о том, стоит ли покупать подержанную китайскую машину, в лучшем случае мог вызвать лишь снисходительную улыбку. О чем вы говорите? Дай бог, чтобы новый, только-только сошедший с конвейера автомобиль без проблем выехал из автосалона и ничего не потерял по пути. В то, что к самостоятельному перемещению в пространстве способен «китаец» с солидным пробегом, верилось единицам энтузиастов. А неудержимая сила притягательности низкой цены полностью уравновешивалась отсутствием налаженных поставок запчастей — поскольку никто не сомневался, что они понадобятся обязательно, причем очень скоро.
Даже тот, кто всерьез подумывал о покупке автомобиля из Поднебесной, финальный выбор часто делал в пользу отечественных марок, а именно УАЗа и LADA. По ценам они были вполне конкурентоспособны, а в части ремонтопригодности не оставляли азиатским соперникам никаких шансов. АВТОВАЗ располагал разветвленной сетью автосервисов и купить любую запчасть не составляло никакого труда. К тому же отремонтировать забарахливший автомобиль можно было или своими силами, или в близлежащих гаражах. Для многих регионов России именно эти соображения являлись и являются по сей день определяющими.
Конечно, вышеперечисленными пунктами далеко не исчерпывается список причин, по которым китайцы, несмотря на все старания и свою упертость, до сих пор не получили значимой доли нашего рынка. Тут и нежелание серьезно вкладываться в инфраструктуру, и попытки локализовать в России производство буквально на коленке, и многое другое. Но факт остается фактом: наступление дальневосточного соседа пока больше похоже на приливные циклы, чем на цунами. Фирмы приходят и уходят, не успевая распродать достаточного количества автомобилей для формирования солидного автопарка, который позволил бы продавать и покупать машины в сколь-нибудь значимых объемах. В разное время у нас работали где-то 20 китайских компаний, а на сегодняшний момент их всего десять. Посудите сами — в десятку самых распространенных входят подержанные автомобили BYD, Hafei, ZX. Где-то эти марки сейчас, и кто в здравом уме будет их покупать на вторичке, не имея гарантий по обслуживанию? С другой стороны, только в последние три года FAW, Changan, Haima и Brilliance пришли в Россию, и их продукция еще не успела в достаточной мере состариться.
Однако вопреки обоснованному скептицизму на вторичном рынке китайских автомобилей какие-то телодвижения все-таки происходят, пусть эта движуха и не отличается размахом. Перепродаются машины как ушедших марок, так и присутствующих здесь достаточно давно. Средний возраст авто невелик — 4,5 года при том, что этот показатель у российского автопарка в целом составляет чуть более 12 лет. Объемы таковы, что могут разве что выжать скупую мужскую слезу. Да и откуда им взяться? По российским дорогам в общей сложности ездит более 40 млн. легковушек, а «китайцев» среди них — вы удивитесь! — лишь менее 500 000 штук. Как нетрудно посчитать, это чуть более 1%, при том, что в продажах новых автомобилей доля машин из Поднебесной составляет 2,2%. Как-никак, в два раза больше, хотя тоже, конечно, не рекорд. Бесспорный китайский чемпион — марка Lifan смогла забраться только на 20-е место в общем рейтинге автопроизводителей.
Что же происходит с китайскими автомобилями, отбегавшими по российским дорогам от трех до пяти лет? Понятно, что они падают в цене, ибо страдают родовыми травмами — у большинства отказывает электроника и начинает гнить кузов. Но так ли отличается их «усушка» от европейцев? Чтобы не плутать в трех соснах, возьмем для примера самые популярные модели ведущих марок рынка, причем в наиболее ходовых комплектациях.
Списки лидеров первички и вторички рынка совпадают не полностью. Если по новым машинам в тройку лучших за первое полугодие нынешнего года входят Lifan, Geely и Chery, то три первых позиции по общему числу машин занимают Chery, Great Wall и Lifan. Объединив эти списки, мы узнаем четыре самые популярные китайские марки в России на сегодняшний момент.
Прочно удерживающий первое место среди «китайцев» Lifan X60 в версии Comfort продается за 699 900 рублей. Трехлетку с приемлемым пробегом в 50 000 — 60 000 км не торгуясь можно взять за 470 000 — 490 000 в отечественной валюте. Таким образом, падение стоимости составляет 30−33%. Следующая за Лифаном" Geely Emgrand в комплектации Luxury тянет на 539 000 рублей. Подержанный автомобиль продают от 250 000 до 370 000 рублей в зависимости от пробега — но тут надо иметь в виду, что эти машины часто используются в качестве такси. Они теряют от трети до половины цены. За новый внедорожник Great Wall H3 в версии Super Luxe выставляется сумма 974 000 рублей, и он же с солидным пробегом под 100 000 км продается уже в районе 500 000 рублей — вдвое дешевле. Треть за три года теряет и Chery Tiggo FL — вместо 655 000 рублей для его приобретения достаточно иметь 430 000 рублей.
Удивительно, но падение цены не такое катастрофическое, как можно было бы ожидать. Европейские и японские автомобили в среднем за три года также теряют 30 — 40 процентов стоимости, хотя их надежность и качество куда выше. Другое дело, что по «китайцам» и предложений не так много, и желающие не ломятся за ними гурьбой. Пока это еще веселый междусобойчик любителей азиатской экзотики, которые в случае надобности в состоянии своими руками приспособить деталь от «Лады» на место вышедшей из строя китайской.