Представьте себе, что сегодня любой выходец из любой республики бывшего СССР, неведомо какими путями получивший у себя на родине водительское удостоверение, может в течение нескольких часов поменять его на российские «права», даже если это прямо запрещено законами нашей страны.
Эти люди не учатся в российских автошколах, а значит толком не знают ни наших дорожных законов, ни особенностей управления транспортными средствами с учетом российской специфики. Более того: такому человеку, сумевшему сдать экзамен на категорию «В», запросто открывают «тяжелые» категории «С», «D» и «Е», после чего он с полным правом садится за руль большегруза, автобуса или маршрутного такси. Чтобы рано или поздно стать виновником очередного страшного ДТП. Но обо всем по порядку.
Дело в том, что в соответствии с федеральным законодательством отечественные бизнесмены не могут нанимать на работу водителей, не имеющих российского водительского удостоверения. То есть тот же выходец из стран СНГ для того, чтобы устроиться шофером, должен в оптимальном варианте отучиться в нашей автошколе и сдать все необходимые экзамены. Что, учитывая непреодолимый для многих гастарбайтеров языковой барьер и отсутствие денег на учебу, для подавляющего большинства из них практически невозможно. Но есть и другой способ обзавестись нужными «корочками».
Можно просто обменять свое национальное в/у на наше. Да, тут тоже придется сдавать экзамены в ГИБДД, но уже без посещения автокурсов. Во-первых, серьезная экономия, особенно если учиться на категории «D», ««С» и «Е». Во-вторых, тупо вызубрить билеты, не вникая в их смысл, труда не составляет (а вождение — и «площадку», и «город» — с третьей-четвертой попытки сдают даже блондинки). И в третьих, иностранцам, у которых открыты все категории, позволено сдавать экзамены по любой из них, после чего все оставшиеся автоматически переносятся в свеженькие российские «права». То есть сегодня откатал с инспектором на LADA Granta — а завтра уже уходишь в рейс на междугороднем «Икарусе». И никого не волнует, что на родине ты успел поводить автобус или грузовик всего пару раз в лучшем случае. И сам-то по себе такой подход ГИБДД к вопросам безопасности дорожного движения страшен. Но еще страшнее, что, как правило, незаконен! Поскольку в соответствии с Венской конвенцией о дорожном движении, которую Россия подписала и ратифицировала, у подавляющего большинства иностранных граждан их «права» обмену не подлежат ни при каких условия.
Просто потому, что форма и содержание таджикских, узбекских, киргизских, казахских, осетинских, абхазских, белорусских и прочих чужестранных водительских удостоверений многочисленным конвенционным требованиям не соответствуют. А раз так, то и обмену они не подлежат. Все. Точка. Идите учиться. Наша страна подтвердила это правило и своими законными и подзаконными актами, начиная с Закона РФ «О безопасности дорожного движения» и заканчивая Административным регламентом ГИБДД (между ними — соответствующие правительственные постановления и приказы МВД). И некоторое время сотрудники Госавтоинспекции на местах четко придерживались буквы международного и отечественного права.
Но вскоре выяснилось, что наши перевозчики стали испытывать жуткую нехватку неквалифицированной, но дешевой и непритязательной рабочей силы. И в ГУГИБДД МВД РФ зачастили представители этого бизнес-сообщества в поисках компромисса. И уж не знаем каким образом, но он был найден и оформлен. В виде директивного письма главы ведомства г-на Нилова подчиненным под названием «О направлении дополнительных разъяснений по вопросам использования и порядка обмена иностранных водительских удостоверений. А затем в более жесткой форме подтвержден другой инструкцией за подписью заместителя Нилова генерала Бугаева — «Об обмене иностранных национальных водительских удостоверений». И этими бумагами высокопоставленные гаишные чиновники разом дезавуировали и Венскую конвенцию, и Закон РФ «О безопасности дорожного движения», и другие документы, разрешив менять «неправильные» в/у на российские всем и каждому. Вакханалия натурализации псевдошоферов продолжается по сей день, как и страшные ДТП с их участием.
Между тем, кроме трагического аварийного, ситуация имеет и не менее трагичный, но уже для погнавшихся за дешевизной работодателей, финансовый аспект. Если страховые компании проанализируют хотя бы одни только тяжелые — с погибшими и раненными людьми — аварии, случившиеся по вине гастарбайтеров, то легко установят, что значительная их часть управляла транспортными средствами по водительским удостоверениям, выданным незаконно. А такие в/у подлежат аннулированию. И значит страховщики смогут выставлять их нанимателям крутые регрессные иски за уже выплаченные возмещения. А это десятки миллионов рублей.