Выяснить кто именно будет официально «назначен крайним» в ДТП, где «жертва» сама нарушает ПДД, бывает особенно важно. Одна из подобных ситуаций характерна для столкновения со стоящей машиной.
Когда она запаркована с нарушением ПДД, определение виновника аварии приобретает известную интригу. Начнем с того, что в общем случае инициатором дорожного инцидента подобного типа обычно признают водителя двигавшейся машины.
Он, дескать, нарушил пункт 10.1 ПДД, требующий «при возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства». Согласитесь, что стоящие авто крайне редко внезапно для других водителей выскакивают на дорогу…
Но когда транспортное средство стоит с нарушением Правил, возможны, как говорится, варианты. Ключевым тут будет ответ на вопрос: влияет ли нарушение правил парковки водителем стоящей машины на возможность для других участников движения обнаружить его транспортное средство.
Возьмем, к примеру, пункт 12.5 ПДД. Он запрещает стоянку вне населенных пунктов на проезжей части дорог, обозначенных знаком 2.1 («главная дорога»).
И вот ночью, на загородной трассе водитель легковушки врезается в корму стоящего прямо на проезжей части шоссе грузовика с выключенными огнями. Водитель большегруза — однозначно нарушитель Правил.
Но в ДТП он не виноват. Любой сотрудник ГИБДД подтвердит вам, что в подобной ситуации пилот врезавшегося авто выбрал неправильный скоростной режим. Он ехал слишком быстро, чтобы успеть затормозить при обнаружении опасности впереди по курсу. Однозначное нарушение пункта 10.1 ПДД, приведшее к аварии! А водителю брошенной на трассе тяжелой техники положен лишь штраф за парковку в неположенном месте, к аварии он не причастен.
Теперь рассмотрим другую ситуацию. Пусть в ней опять будет фигурировать загородная трасса, но уже с достаточно резким закрытым поворотом. В непосредственной близости от него на проезжей части опять стоит грузовик, но из-за поворота его не видно. И опять в его задний бампер на полном ходу врезается легковушка.
Но расклад тут будет уже совсем иной. Большегруз неправильно припаркован — на расстоянии меньше 100 метров от поворота, на участке с ограниченной видимостью. Если автотехническая экспертиза установит, что водитель легковой машины не имел возможности вовремя обнаружить препятствие и затормозить, виновным в ДТП назовут уже не его. Хотя он и врезался в стоящее авто. Тут инициатор ДТП — водитель припаркованного грузовика.