Презентация опуса, об истории появления которого портал «АвтоВзгляд» подробно рассказывал, состоялась на базе одной из столичных автошкол и, по идее, должна была прояснить некоторые моменты, но этого не случилось. Напротив — вопросов, связанных с новой программой, у присутствующих появилось еще больше. Например, авторы проекта предлагают увеличить число упражнений на площадке с пяти до семнадцати — и когда их осваивать, если все тот же проект предусматривает сокращение практических занятий на 10 часов?
«Подрезали» разработчики и теорию: с 38 до 30 часов. А знаете, за счет чего? За счет частичного переноса программы «на дом»: то есть курсанты будут осваивать некоторые темы самостоятельно, а потом сдавать проверочные тесты. Здесь возникает два вопроса: зачем это понадобилось и кто оплатит инструкторам прием этих самых тестов — будущие водители?
С инструкторами, кстати, тоже интересно. Всех тех, кто не может похвастать «корочкой» о высшем образовании по специальностям из группы 23.00.00 («Техника и технологии наземного транспорта), заставят пройти переподготовку или доучиться. Как вы думаете, за чей, опять же, счет? И это при этом, что сами же авторы проекта подчеркивают: 'Мастер должен быть не столько техником, сколько грамотными преподавателем и чутким психологом».
Если проект таки получит зеленый свет, «чутким психологам» предстоит, помимо прочего, и адаптироваться под новую программу практических занятий. Во-первых, новоявленные эксперты предлагают начинать обучение со знакомства с симулятором — за дополнительную оплату, естественно. Во-вторых, «траекторные» упражнения заменятся «габаритными». То есть инструкторы будут учить курсанта думать, а не «вдалбливать» ему правильный порядок действий.
Каким образом? Например, в программе может появиться «узкий коридор»: водителю нужно проехать передним, а потом и задним ходом по прямой, не зацепив «лопухами» конусы. Так курсант якобы учится правильно оценивать обстановку (влезу или не влезу) и ориентироваться исключительно по зеркалам.
Эта и другие инициативы, нашедшие место в новой программе, любопытны и как минимум заслуживают обсуждений. Другой вопрос — зачем вообще понадобилось заказывать проект сторонней организации, если у Министерства просвещения РФ уже готов другой, свой? Причем более глобальный и серьезно проработанный в том числе и с привлечением экспертного сообщества. А ведь за него — за заказной — власти заплатили исполнителям порядка 20 млн. казенных рублей.
Заметим, что особо настырные граждане из числа работников отрасли подготовки водителей сумели заполучить окончательный текст «двадцатимиллионных» программ. И пропустили его через общедоступные интернет-сервисы проверки на уникальность. Выяснилось, что текст новых программ совпадает с текстом ныне действующих (работающих с 2014-го года) примерно на 93%! Это означает, что за 20 бюджетных миллионов кое-кто просто пытается выдать бессовестный «копипаст» за плод своего упорного труда…
Оценка вырисовывающейся ситуации напрашивается сам собой, но все же: что произойдет дальше, когда обе программы пройдут все необходимые проверки, и наступит час вносить изменения в приказ? Получается, что одну из них придется убрать в стол. Крайне интересно будет узнать — какую именно. Но это мы выясним, вероятно, лишь в следующем году.