69330

Что изменится для водителя, когда штрафы ГИБДД модернизируют

Найден способ сделать наказания для водителей более адекватными
Автор проекта «20 идей по развитию России» Дмитрий Давыдов нашел метод, с помощью которого можно повысить эффективность наказания водителей за нарушения Правил дорожного движения.
Поделиться
Изображение Что изменится для водителя, когда штрафы ГИБДД модернизируют

Человечество пока еще не придумало такой валюты, которая бы не обесценивалась со временем. Вместе с девальвацией денег падает способность штрафов (выраженных в конкретных суммах) воздействовать на нарушителя. Возьмем, к примеру, наказание за езду со скоростью, превышающей разрешенную на 20-40 км/ч. Сейчас в России размер наказания за такое нарушение составляет 500 рублей, как и 20 лет назад. При том, что 20 лет назад, то есть в 2002 году, прожиточный минимум для взрослого трудоспособного человека составлял 1719 рублей, а сейчас, в 2022 году, он установлен на уровне 15 034 рубля. То есть стоимость жизни в стране выросла в 8,7 раза, а размер штрафа за нарушение ПДД остается неизменным.

Это наглядно демонстрирует тот факт, что интенсивность воздействия государства на нарушителей ПДД снизилась почти в девять раз за 20 лет. Следовательно, существующие принципы исчисления штрафов в рублях делают неэффективной всю систему административных наказаний в стране. Ведь даже если сейчас увеличить размеры штрафов, со временем и они точно так же обесценятся и их опять придется пересматривать. Автор «20 идей» Дмитрий Давыдов предлагает модернизировать существующий механизм начисления штрафов. Для этого он предлагает изучить опыт Казахстана, где еще в конце прошлого века в обиход ввели так называемый месячный расчетный показатель, сокращенно МРП. И с тех пор размер всех налогов, платежей в бюджет и, разумеется, штрафов определяется с его помощью.

Величина МРП ежегодно утверждается кабмином страны в привязке к ожидаемым темпам инфляции. С учетом того, что скорость обесценивания нацвалют в России и Казахстане схожа, казахский подход будет эффективен и для нашей страны.

фото globallookpress.com

Так, штраф за превышение скорости на 20-40 км/ч в Казахстане равен 10 МРП, что на данный момент эквивалентно 30 630 казахских тенге. В рублях по текущему курсу это составляет 4500 рублей. Заметим, если наш российский 500-рублевый штраф образца 2002 года умножить на 8,7, получится примерно такая же сумма, как если бы он вырос к 2022 году вместе с российским прожиточным минимумом — точно так же, как это случилось на практике в Казахстане.

Говоря о росте размера штрафов в Казахстане, нельзя не отметить, что уровень жизни там ниже, чем в России. Так, в 2021 году установленная минимальная заработная плата в этой среднеазиатской республике была на 40% ниже аналогичного российского показателя и составляла 42 500 тенге — около 7350 рублей. И в таких условиях ежегодный фактический рост штрафов не напрягает жителей Казахстана. Так происходит потому, что параллельно фактически инфляционному росту величины административных наказаний происходит и увеличение социальных выплат: зарплат бюджетникам, пенсий, пособий. Получается, что ежегодный рост размера штрафов не приводит к увеличению фактической финансовой нагрузки на кошелек нарушителя.

Дмитрий Давыдов предлагает и в нашей стране создать специальный экономический маркер, привязывающий штрафы к уровням текущей инфляции. Для этого исчисление всех штрафов в КоАП следует перевести из рублей в единицы этого показателя. Либо, например, можно установить в Кодексе штрафы в виде кратных установленному прожиточному минимуму значений. Это позволит добиться того, что величина взыскания всегда будет адекватна экономической ситуации в России. Так будет обеспечено эффективное «воспитательное» воздействие штрафа на нарушителя ПДД.

фото globallookpress.com

При этом менять размеры взысканий государство сможет в любой удобный момент, что дает возможность для тонкой «настройки» системы штрафов. «Конвертация» наказаний в иные единицы измерения, «привязанные» к инфляции, — не более чем арифметическая операция. В ее результате будет поддерживаться изначально заложенная в ту или иную статью КоАП мера ответственности. Кроме того, размер поступлений в госбюджет от взысканий, налагаемых на нарушителей ПДД, будет защищен от инфляции или девальвации отечественной валюты.

Предложения Дмитрия Давыдова были рассмотрены специалистами Минфина, Минюста и МВД РФ. В частности, Минюст счел, что введение единого расчетного показателя для штрафов может затруднить дифференцирование административной ответственности по степени общественной опасности того или иного противоправного деяния. А МВД сочло неэффективным механическое увеличение размера санкций вслед за инфляцией с точки зрения сдерживания роста неправомерного поведения — при отсутствии иных мер борьбы с правонарушениями. Как результат — предложения приняты не были.

В ответ на замечания представителей министерств Дмитрий Давыдов указывает на то, что «привязка» штрафов к инфляции как раз и позволяет дифференцировать административную ответственность. Кроме того, она не исключает для властей возможность в любой момент «подстраивать» этот механизм, изменяя текущую величину единого расчетного показателя. Тем более что в России уже давно применяют подобные экономические схемы, подразумевающие регулярную индексацию: МРОТ, тарифы естественных монополий, ставку Центробанка, например.

фото globallookpress.com

Если практика покажет, что увеличение штрафа за конкретное нарушение ПДД, в привязке, скажем, к МРОТ, окажется чересчур жестким, его размер всегда можно будет уменьшить решением правительства, опираясь на обратную связь с гражданским обществом. Что только добавит «очков» властям в глазах рядовых граждан. Далее следует напомнить, что суммы оценки в рублях ущерба от ДТП, которые происходят преимущественно из-за нарушений Правил дорожного движения, постоянно увеличиваются — «благодаря» непрерывной инфляции, постепенно обесценивающей любую валюту.

При этом штрафы, призванные предупреждать аварии, не меняются. Что служит дополнительным доказательством несогласованности существующей системы с принципом соразмерности наказания противоправному действию гражданина. «Девальвацию штрафов» очень просто проследить на примере все того же наказания за превышение скорости свыше 20 км/ч. На 500 рублей взыскания, полагающегося за это в 2002 году, автомобилист мог заправить в бак своей машины 50 литров бензина. А в 2022-м — всего лишь около 10 литров. Собственно, подобные «бытовые» факторы и определяют снижение воздействия однажды установленного штрафа на водителя с течением времени. Это доказывает необходимость модернизации существующего механизма административных наказаний.

Учитывая вышесказанное, российское правительство, включая Министерство финансов, МВД, Минюст и прочие заинтересованные ведомства, должно законодательно поддержать идею Дмитрия Давыдова, убедившись в пользе его предложения.