В том, что российские ПДД нужно радикально переписывать в соответствии с современными условиями, сомнений ни у кого нет. ГИБДД и Минтранс добились возможности делать это по-старинке: мелкими заплатками-поправочками, без особых усилий со своей стороны, избегая решения по-настоящему назревших вопросов. До последнего времени подобный подход к модернизации Правил ведомствам запрещало постановление правительства России о так называемой регуляторной гильотине. Оно, в частности, требует: хочешь что-то поменять в ПДД — переписывай документ целиком. И вот ГИБДД и Минтранс сумели обойти это правило.
По данным «Коммерсанта», правительство готовит специальное постановление, дающее двум ведомствам возможность перекраивать ПДД под свои текущие хотелки «кусочками», без оглядки на «гильотину». На данный момент они довольно обширны, хотя и бесполезны для миллионов водителей. Так, владельцам электросамокатов и прочего индивидуального электротранспорта запретят разгоняться свыше 25 км/ч, выезжать на магистрали, в зоны, где им запрещено движение и все в таком духе. Но! При этом водители автомобилей обязаны будут уступать самокатчикам при выезде на дорогу с прилегающей территории и при поворотах на перекрестках.
Кроме того, выезд машины на велодорожку приравняют к выезду на автобусную «выделенку». Выезд на «островок безопасности», кстати, тоже, фактически приравняют к движению по «выделенке» со всеми вытекающими из этого штрафами! Также ГИБДД собирается легализовать бессмысленные по своей сути «белые светофоры» — дополнительные секции со стрелочкой белого цвета, разрешающей поворот при условии пропуска пешеходов. При том, что ПДД и сейчас предписывают водителю при любом повороте пропускать «пешиков», даже если те нарушают Правила.
В очередной раз хотят изменить правила проезда круговых перекрестков. Видимо,чтобы еще раз запутать водителей. Планируется прописать в ПДД, что едущий по кругу автомобиль «главный» лишь в том случае, если перед перекрестком установлен знак «Круговое движения» и нет знаков «Уступи дорогу» или «Главная дорога». И чем не нравится то, как едут по «кругу» сейчас?
Кроме того, ГИБДД желает закрепить в ПДД следующий принцип: зона действия знаков «Остановка запрещена» или «Стоянка запрещена» не ограничивается протяженностью желтой линией вдоль обочины, а продолжается до следующего перекрестка, другого знака или конца населенного пункта. Тогда зачем нужны это желтые линии вообще?
Еще одно коварное нововведение: разрешить применение в качестве временных указателей не только желтых знаков, но и белых. Для этого такой знак достаточно установить на переносной конструкции. А поскольку требования временного знака имеют приоритет над постоянным, то у сотрудников ГИБДД «на местах» появится масса возможностей организовывать новые ловушки для массового оформления штрафов на проезжающих водителей.
Ну а по-настоящему серьезные (и лежащие на поверхности!) противоречия в ПДД ГИБДД с Минтрансом устранять в ближайшее время, судя по всему, не планируют. Например, требование ПДД к водителю занять перед поворотом-разворотом крайнее положение на проезжей части. Как с этим стыкуются применяемые сейчас повсместно при организации движения повороты сразу с нескольких полос? А никак! Но устранять это противоречие, с точки зрения ГИБДД, не надо — и так сойдет!
Нынешняя редакция ПДД предписывает, как уже говорилось выше, уступать дорогу пешеходу при повороте. А при развороте сейчас можно не уступать. Почему-то. Но и эту нестыковку специалисты Минтранса и ГИБДД игнорируют. Движение машин на «прилегающих территориях» действующие ПДД вообще никак не освещают. И похоже, что никому в ГИБДД и Минтрансе не хочется заниматься такой темой, как четкая регламентация езды по парковкам торговых центров и дворам. Масштаб не тот, или что?
А древний перл Правил про необходимость установить знак аварийной остановки не менее чем за 15 метров от твоей сломанной машины чего стоит! ПДД требуют, чтобы ради этого драйвер обязательно прогулялся навстречу несущимся по трассе автомобилям. Но ГИБДД и Минтрансу, опять таки, на это наплевать. Действительно: «белые стрелки» в допсекциях светофора куда важнее!
Печаль еще и в том, что правительство, судя по неофициальной информации, фактически собирается разрешить Минтрансу и ГИБДД переписывать кусочки существующих устаревших ПДД (ради сиюминутных и не всегда понятных целей) аж до 2029 года. За эти шесть лет ведомства успеют еще столько раз наворотить всякого в Правилах, что даже представлять не хочется…
Все-таки прав был глава комитета Госдумы по соцполитике и делам ветеранов Ярослав Нилов, когда в свое время заявил порталу «АвтоВзгляд»: «ПДД давно пора перевести в статус закона, чтобы их можно было легче и оперативнее подстраивать под изменяющиеся реалии». К тому же закон на порядок сложнее изменить ради одних только «хотелок» чиновников пары министерств. Для этого требуются аргументы повесомее…