Поскольку важнейшие решения у нас принимаются тайком, мы живем в неведении… Кто и когда отменил незыблемое правило СССР — за руль автобуса допускать водителей только с трехлетним стажем управления грузовиком? Пока водитель не освоится за пару лет за «баранкой» большого и тяжелого (других в стране не было) грузовика с категорией «С» и не накатает еще год с категорией «Е», попасть в автошколу для обучения на категорию «D» было невозможно.
Но в какой-то момент отдел продаж ГАИ решил, что это слишком долгое препятствие, не позволяющее продавать «права» всем желающим, и защитный механизм изъяли. И сегодня можно совсем не иметь ни «прав», ни стажа, но все же посетить автошколу и сразу приступить к обучению на автобусную категорию «D». А через три месяца выйти на линию с полным автобусом пассажиров.
Между тем, в СССР категория «D» была самой престижной, редкой и уважаемой. Теперь она лишь самая дорогая по прайс-листу. Учиться на профессиональные «права» в Советском Союзе можно было либо в ДОСААФ и УПК, либо на больших автотранспортных предприятиях, автобусных парках, комбинатах. В стране существовала шоферская иерархия, а также система стимулов и поощрений.
Помимо уважения, «D» хорошо оплачивалась, поскольку параллельно с категориями была тарифная сетка и надбавки за классность. Водитель третьего класса вне зависимости от категории («В» или «С») получал по низшему тарифу 71 ₽50 коп. Шофер второго класса имел более высокий оклад и надбавку +15%. А «рулевые» первого класса к окладу имели уже +25%. Поскольку самыми состоятельными становились дальнобойщики, получавшие за тонно-километры, под водителей автобусов была разработана система премий за экономию топлива, за безопасную езду, за 100 000 км без капремонта. Это давало стимул расти и гордиться результатом.
Депутаты Госдумы, тяготеющие к возвращению времени вспять, услышали от кого-то разумную подсказку о былом и решительно порекомендовали сами себе обсудить, переписать и принять поправку в законодательные акты, определяющие допуск к обучению. Старое правило выглядит для них свежей идеей и позволяет относиться к себе, как к реформаторам.
Вместе с инициативой вернуться в СССР, депутаты хотят победить иностранцев, катающихся по России с зарубежными водительскими удостоверениями. Предлагается принудительная сдача экзаменов для лиц, получивших гражданство или вид на жительство в нашей стране, по истечении полугода с момента обретения документа о легальном проживании. Однако мотивировочная часть законопроекта депутатам не удалась.
По их мнению, во всех странах ПДД разные, поэтому необходимо заставить иностранцев выучить Правила российские. Но беда в том, что ПДД во всем мире… одинаковые. Даже у стран, не подписавших ни Женевскую, ни Венскую конвенции по безопасности дорожного движения. Правила дорожного движения, возможно, единственный нормативно-правовой документ на планете, одинаковый у всех.
Хотя депутатам ведь не всегда подсказывают только умные идеи. В этом случае они слушали инспекторов ГАИ, а в придорожной полиции осведомленных людей почти не бывает, ПДД там соблюдать некому и жизнедеятельность организации строится не на законах, а на понятиях.
Поэтому из двух внезапных озарений, настигших депутатов Госдумы, рациональнее всего воплотить идею с категорией «D» и хотя бы годовым стажем управления грузовиком. Даже несмотря на то, что народные избранники по незнанию запланировали разрешить автобусную категорию тем, у кого нет грузовой «С» и есть лишь год управления легковым автомобилем категории «В». А для вымогательства взяток у иностранцев надо бы придумать что-нибудь более весомое, чем глупость с разными Правилами.