Правительство утвердило изменения в ПДД, касающиеся СИМ, дорожных знаков и парковки. Правда, когда именно они вступят в силу, пока непонятно — документ опубликуют позже. Самое главное, что эти поправки «легализуют» электросамокаты и прочие «колеса» с электромоторчиками: по новым правилам, ездить на них можно со скоростью не более 25 км/ч, а их масса не должна превышать 35 кг, если водитель планирует передвигаться по тротуарам и пешеходным дорожкам.
В тех местах, где водители СИМ будут «соседствовать» с пешеходами, приоритет получат последние — владельцам «колес» необходимо помнить об этом, просчитывая свои маневры и скорость. А чтобы пересечь по «зебре» автомобильную дорогу, их обязуют спешиваться (как и в случае с велосипедами, о чем многие не помнят). Так что есть призрачная надежда, что теперь аварий со средствами мобильности станет меньше.
Выезжать на СИМ на проезжую часть ПДД не запрещают: электросамокаты любой массы могут двигаться по правому краю дороги, но есть несколько условий. Водитель должен быть старше 14 лет, а максимальная скорость для автомобилей на участке — не выше 60 км/ч. Кроме того, речь идет только о тех улицах, где разрешено движение велосипедистов. При этом на проезжую часть нельзя высовываться на СИМ без тормозной системы и фары белого или красного цвета.
Изменения в ПДД, утвержденные Правительством, также подразумевают введение специальных дорожных знаков, адресованных водителям на средствах индивидуальной мобильности. С их помощью будут разрешать, ограничивать или запрещать перемещения на электрических «колесах» в тех или иных зонах. Но решение об установке особых табличек остается за местными властями.
Кстати, в ПДД появится еще несколько новых дорожных знаков, но уже для водителей транспортных средств. Первый будет информировать о станции подзарядки электромобиля, а второй — запрещать в некоторых местах движение автобусов. Однако не всем — на школьные и те, что следуют по маршрутам общественного транспорта, он не распространится. Но и на этом еще не все.
Помимо прочего, власти решили «апгрейдить» пару дорожных знаков, применяющихся на парковках. Во-первых, обозначение платных стоянок: если сейчас буква P на синем фоне сопровождается отдельной белой табличкой «10, 15, 20», то после вступления изменений в силу изображение монет появится на главном синем знаке. То же самое произойдет со знаком мест для инвалидов — колясочник «переедет» к букве P.
Наконец, ПДД распространят на всю страну действие синей разметки, которая до сих пор использовалась в некоторых городах в качестве эксперимента — с ее помощью обозначают границы платной парковки. Это нововведение, как и модернизация дорожных знаков, о которой мы говорили выше, поможет водителям быстрее ориентироваться при поиске места для стоянки. Так что его можно смело назвать полезным, чего, увы, не скажешь о СИМ.
Властям понадобилось несколько лет, чтобы «узаконить» электросамокаты и прочие мобильные «колеса», но какова вероятность, что это в самом деле поможет? Крайне ничтожна. Ведь мало прописать правила использования СИМ в ПДД — нужно следить за их исполнением и наказывать нарушителей. А как их наказывать, если в КоАП нет соответствующей статьи? Пока она не появится, толку не будет.
…А вообще крайне любопытен и сам факт внесения изменений в ПДД. Свод дорожных законов с 2021 года находился под так называемой регуляторной гильотиной. В начале сентября 2022-го в СМИ просочилась информация о том, что власти подумывают вывести из-под нее ПДД, но никакие конкретные сроки тогда не назывались. Похоже, и не назовутся — уже вывели. А это не сулит водителям ничего хорошего. Почему, портал «АвтоВзгляд» подробно объяснял здесь.