194483

Почему российские водители все чаще используют «габаритки» вместо «ближнего»

Как гаишники «забивают» на безопасность, когда она не приносит прибыли
На загородных трассах больше половины машин ездит без ближнего света фар. Старые «Нивы», «Гранты» и подержанные «Мерседесы» передвигаются с тусклыми «габаритками». Законно ли это, и почему ГИБДД не собирается наводить порядок?
Изображение Почему российские водители все чаще используют «габаритки» вместо «ближнего»

Последние три года с фарами творится форменный беспредел. Одни ставят «колхозные» прожекторы, а другие берегут ближний свет днем. В итоге по ночам приходится бороться с ослеплением, а днем судорожно всматриваться в горизонт, уж не материализуется ли там безликий «летучий голландец».

Неудивительно, что безопасность на дорогах ни к черту. Начинаешь дневной обгон, а в самый неожиданный момент из-за границы теней в пугающей близости проявляется еле заметный серый силуэт. Приходится нырять обратно и ждать следующего «окна». Особенно опасны «невидимки» в сумерках, в туманах и в межсезонье, когда грязь летит на ветровое стекло, и заметность транспорта еще больше падает.

Многие водители, конечно, включают «габаритки», что говорит о их осознанной нелюбви к ближнему свету, но тусклые лампочки не видны даже с 50-метровой дистанции, а грязный кузов сливается с серой дорогой, из-за чего и возникают аварийные ситуации.

Фото: Unsplash

Когда спрашиваешь знакомых, почему они перестали включать ближний свет, многие недоумевают, ведь у них «ходовые огни», и указывают на тусклые лампочки. Особенно странно слышать про «ходовые огни» на «Нивах» или «Буханках». Такие же ДХО находятся на старых Audi 80 «Бочка», «Мерседесах» 124 и прочих раритетах 30-летнего возраста. А когда уточняешь, что эти «габаритки» ничего не имеют общего с «ходовыми огнями», то многие искренне возмущаются. Ведь лампы это огни, машина на ходу, вот тебе и ДХО. А может и правда все законно?

Что такое ДХО

Ближний свет фар стал обязательным в 2005 году, когда в ПДД внесли очередные поправки, призванные сократить лобовые столкновения на трассах. А в 2010 Правила вновь скорректировали в соответствие с новыми стандартами автомобилестроения. В пункте 19.5 ПДД появилась строчка, гласящая, что «в светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни (ДХО)». И эту поблажку с ДХО многие восприняли, как разрешение ездить без ближних фар. Но обычные «габаритки» — это вовсе не ДХО.

Фото: globallookpress.com

Габаритные лампы в фарах имеют второе название — стояночные огни — и служат для обозначения транспортного средства на обочинах дорог в условиях недостаточной видимости. Их рекомендуется включать на ночь, чтобы сделать автомобиль более заметным, но никак не для движения по скоростным трассам вместо основных световых приборов.

Ходовые огни применяются производителями с целью снижения энергозатрат в машине. Конструктивно ДХО заметно отличаются от «габариток». Ряд светодиодных ламп внутри блоков фар по яркости не уступает ближнему свету, но не формирует направленного луча и снижает потребление энергии. В других случаях в качестве ДХО выступают лампы дальнего света, которые автоматически переходят в более щадящий режим работы. Однако если ДХО нет, то правила требуют включать фары ближнего света или противотуманки без исключения на всех машинах.

Безопасность и корысть

Следить за соблюдением заметности транспорта должны сотрудники ГИБДД, но штраф за фары настолько мал, что такая работа мало кого воодушевляет. Все внимание обращено на более доходные нарушения. К примеру, когда-то термин «колхозный ксенон» звучал, как приговор, потому как за нештатные лампы в фарах суды лишали прав на срок от шести месяцев до года. И ГИБДД регулярно устраивала засады.

Фото: globallookpress.com

Но после решения Верховного суда от 2019 года переквалифицировать «колхоз» на 500-рублевый штраф вместо «лишенческой» статьи 12.5.3. КоАП РФ, инспекторы мгновенно потеряли интерес к фарам и безучастно смотрят на светопредставления на дорогах. «Колхозники» почти легализовались, хотя правила по-прежнему запрещают и «колхозный ксенон», и «габаритки» вместо ДХО. Неудивительно, что аварийность ползет вверх.

После тревожного 2022 года за шесть месяцев 2023 года количество ДТП увеличилось еще на 3,9% по сравнению с первой половиной прошлого года. Смертность на дорогах подскочила на 2,8%. Растет количество лобовых столкновений. ГИБДД объясняет рост аварийности глобальными факторами, а именно СВО, перераспределением транспортных потоков, тектоническими сдвигами в экономике.

Хотя глава ГИБДД Михаил Черников проговаривается, что причиной роста смертности становятся все же опасные обгоны в условиях плохой видимости и высокая загруженность трасс. А кто должен следить за обеспечением хорошей видимости транспорта?.. В общем, если кто-то скажет, что сребролюбие ГИБДД несет только вред, не верьте. Иногда взяточник на дороге спасает больше жизней, чем аскет в правительстве.