6018

Стоянка класса «люкс»: в России могут начаться массовые драки за парковки

Власти хотят запретить бесплатные уличные парко-места для авто уже в 2026 году

Ничего хорошего не сулит автовладельцам крупных российских городов новый законопроект Минстрой РФ, заявленный на днях как средство снижения нагрузки на инфраструктуру. По крайней мере, именно так считают эксперты, с которыми беседовал портал «АвтоВзгляд». И в самом деле: с 2026 года число доступных парковочных мест в мегаполисах начнет резко сокращаться.

Поделиться
Изображение Стоянка класса «люкс»: в России могут начаться массовые драки за парковки

«Снизить давление», «ввести гибкое распределение», а по сути — кардинально уменьшить количество общедоступных парковок на участках, выделенных под многоэтажную застройку, предложил Минстрой РФ. Ведомство, как сообщили на днях «Известия», внесло в Правительство РФ так называемую дорожную карту, предусматривающую, в том числе, наращивание числа платных парковок и сокращение числа бесплатных стояночных мест рядом с многоэтажным жильем эконом-класса.

Цель столь непопулярной и, по большому счету, необоснованной ничем нормы — оптимизировать (читай — минимизировать) трафик на транспортной сети российских городов. Нормирование количества машино-мест предположительно может начаться уже в 2026-м. И это при том, что уже сейчас многим специалистам понятно, что спрос на жилье в кварталах с практически гарантированным отсутствием бесплатных парковок будет очень слабым. Однако куда вероятнее другое развитие событий, указывают эксперты.

— Платные парковки — это не просто обычный бизнес, — говорит вице-президент «Национального автомобильного союза» Антон Шапарин. — Соответствующие услуги порой сулят баснословные доходы. Скажем, платное место в центре Москвы приносит казне больше денег, чем номер в люксовом отеле. И как же поведут себя собственники квартир в домах, у которых нет возможности обеспечить себе «люкс для машины», и которые при этом не получат бесплатных парковочных мест?

Они начнут ставить свои авто около других многоэтажек. Что, в свою очередь, повлечет за собой новую волну установки шлагбаумов там, где они еще не стоят, и многочисленных конфликты между жителями конкретной локации. Будут сыпаться жалобы, вбиваться столбики, появляться надписи «это мое место», участится рукоприкладство, — уверен эксперт.

Фото globallookpress.com
Фото globallookpress.com

Что касается имеющихся сейчас в крупных городах расценок на владение гаражом или использование парко-места, то ситуация в любом отдельно взятом «миллионнике» сильно отличается от района к району. Однако очевидно, что в Москве, например, и гаражей, и парковок стало гораздо меньше, замечает г-н Шапарин.

Большое количество гаражных кооперативов в черте города власти ликвидировали за последние годы. Остались немногочисленные крупные кластеры, где можно поставить авто, но и их судьба тоже предрешена. Если же рассматривать актуальные расценки на машино-место в Москве, то сейчас средняя стоимость гаража достигла уже 3,5 млн. рублей.

— Из-за такой дороговизны в отдельных районах столицы стали входить в моду так называемые двухъярусные парковки, рассказывает руководитель рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов» Петр Шкуматов. — Их приобретают владельцы двух ТС и семьи, в которых, соответственно, как минимум две машины. Такое устройство выгодно, ведь оно существенно дешевле двух отдельных машино-мест. Но двухъярусная парковка — это решение для небольшой целевой группы, и оно вряд ли получит широкое распространение, — признает эксперт.

Не секрет, что, например, в Москве существуют специальные парковочные разрешения для резидентов — автовладельцев с пропиской на улицах, где введена платная парковка. Однако даже в столице число таких разрешений к середине 2024-го достигло всего 223 000 штук при более чем 4-миллионном парке легковых авто.

Что и неудивительно: цена в 3000 руб./год непосильна, как оказывается, даже для москвичей. И маловероятно, что в случае принятия без купюр инициативы Минстроя проблема нехватки парковок будет решаться за счет социальных проектов наподобие «резидентских» парковок.

Фото globallookpress.com
Фото globallookpress.com

В результате рисуется довольно мрачная перспектива. Уже через пару-тройку лет бесплатный паркинг в крупных городах России станет «исчезающим видом» на улично-дорожной сети.

И платить за «стойло» для своего «железного коня» придется абсолютно всем автовладельцам. Такая вот социально-неориентированная политика российской власти вырисовывается...