Каждый автомобилист знает, насколько сильно зависит «здоровье» двигателя любого бензинового автомобиля от качества свечей зажигания. Между тем, на российском рынке автокомпонентов в последнее время стало особенно много поддельных и ноунейм свечей сомнительного качества.
Подделка свечей зажигания: статистика
По-настоящему пугающий масштаб проблемы выявило исследование рынка, проведенное в 2024 году «Национальным научным центром компетенций в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции» при Минпромторг РФ (в нем приняли участие 1942 респондента из 83 регионов страны; проведены сотни контрольных закупок на интернет-ресурсах и в рознице, а также телефонные «контрольные продажи», в ходе которых автосервисам предлагалось купить свечи неясного происхождения по заведомо заниженной цене). По итогам исследования выяснилось, что доля незаконного оборота свечей зажигания на российском рынке на сегодняшний день составляет 73,8%, а это каждая третья свеча (в онлайн-сегменте — 90,1%, в офлайн — 68,9%). Этот показатель включает в себя откровенный контрафакт — 17,3% (в онлайн-сегменте — 25,5%, в офлайн — 14,8%), а также продукцию, не соответствующую обязательным требованиям в части маркировки — 56,5% (в онлайн-сегменте — 64,4%, в офлайн — 54,1%). Характерно также, что авторы исследования ожидают дальнейшего роста незаконного оборота на рынке свечей зажигания. Поскольку 47,7% респондентов из числа сотрудников СТО выразили заинтересованность в приобретении свечей по заниженной цене без документов, подтверждающих соответствие характеристик и качества.
В чем опасность использования неоригинальных свечей зажигания
— Подделывают свечи различных типов, для различных марок и моделей. Дело не в том, какие свечи чаще подделывают. Важно, какую подделку чаще покупают! Конечно, лидерами по приобретению контрафактной продукции будут владельцы самых массовых марок автомобилей и моделей прошлых лет. Но не меньшая доля подделок присутствует и в сегменте более технологичных свечей зажигания для премиального сегмента авторынка. Чаcто подделывают свечи с электродами, содержащими сплавы драгоценных металлов (платина, иридий), так как стоимость этих свечей значительно выше обычных никелевых. Центральный электрод контрафакта не содержит драгметаллов, что сказывается на их сроке жизни. Ресурс подобных изделий не превышает 10 000-15 000 километров пробега, в то время как гарантия на отечественные может достигать 24 месяцев. — рассказал технический тренер производителя свечей METEOR Auto Михаил Архипов. Он считает, что значительно улучшить ситуацию в борьбе с контрафактной продукцией сможет требование государства по проведению цифровой маркировки автозапчастей. В июле стало известно, что Минпромторг уже приступил к разработке проекта постановления Правительства о проведении эксперимента по маркировке данной продукции.
Как определить, какие свечи покупать
— Конечный потребитель далеко не всегда в состоянии выявить поддельную свечу зажигания. Это под силу специалистам, которые имеют возможность провести полный лабораторный анализ, выявив при этом типичные отклонения в характеристиках свечей зажигания из-за нарушений в технологиях производства, скажем на базе лаборатории METEOR Auto, в которой установлено уникальное исследовательское и испытательное оборудование. Тем не менее отечественные производители стремятся обезопасить автовладельцев от подделок своей продукции, применяя различные средства защиты, которые потребитель может увидеть невооруженным глазом. Например, упаковка свечей зажигания METEOR производится на автоматических линиях, а информация, относящаяся к конкретной свече (артикул, зазор, момент затяжки), на индивидуальные упаковки наносится лазером — методом прожига, а не методом типографской печати, сами же упаковки невозможно вскрыть, не повреждая их, так как боковые клапаны упаковки заклеены, — прокомментировал ситуацию Михаил Архипов.
Кроме того, по его словам, потребитель все же может убедиться в качестве товара прямо у прилавка магазина, потребовав от продавца Сертификат соответствия техническому регламенту Таможенного Союза: он должен быть предоставлен покупателю по его требованию. И конечно же, важно приобретать свечи зажигания у проверенных, надежных поставщиков.
Отчасти из-за опасений столкнуться подделкой довольно большая часть российских автовладельцев предпочитает сейчас как можно дольше не связываться с заменой свечей зажигания. Они придерживаются следующего подхода: мотор не «троит», лишнего бензина не «жрет», мощность не теряет — значит, можно свечи не менять. Вот когда начнутся проблемы, тогда и посмотрим.
— Такой подход напоминает ситуацию с оттягиванием момента обращения к стоматологу, например. В большинстве своем люди ходят к зубному врачу, когда во рту уже что-то «отваливается». А между тем проблему можно было купировать заранее, малой кровью, так сказать. Примерно так же и с плановыми заменами свечей зажигания. В двигателе все системы взаимосвязаны между собой. Отклонение в работе одного из узлов негативно сказывается на агрегате в сборе. Проблема в том, что износ компонентов системы зажигания (свечей в том числе) происходит постепенно. Чаще всего автовладелец не в состоянии отследить происходящие изменения. Чем современнее автомобиль, тем менее заметно протекают подобные процессы. В конечном итоге в зоне риска оказывается огромное количество компонентов мотора — и все из-за некорректно работающей свечи, — полагает Михаил Архипов.
Фото: пресс-служба METEOR Auto
Реклама. ООО «Энгельс Свечи Зажигания». Информация о рекламодателе на сайте https://meteorauto.ru