Фуры – настоящее проклятье таких нужных трасс, как Московские бетонные кольца, проще говоря – «бетонок». По одной полосе в одну сторону и постоянный встречный поток – вся дорога состоит из напряженных обгонов, иначе будешь плестись со скоростью 70 км/ч, нюхая выхлоп отнюдь не класса «Евро-6». Помогают лишь редкие подмигивания поворотником, которыми водители полуприцепов подсказывают о наличии или отсутствии встречки, сжалившись над очередным водителем.
Впрочем, большегрузы – проблема не только российская. Проще говоря, бесят они водителей во всем мире, разве что где-то создают действительно аварийные ситуации. Например, в Аргентине, в которой компания Samsung, увлекающаяся по основному роду деятельности цифровыми технологиями, представила на днях прозрачный грузовик.
Словом «прозрачный» в наши дни описывают автомобили, оснащенные камерами и дисплеями. Такую технологию активнее всех эксплуатирует Jaguar Land Rover на все лады. Есть у них «прозрачный» капот у внедорожников, позволяющий видеть буквально «сквозь металл» дорогу под колесами. Британцы сделали уже и «прозрачные» передние стойки, значительно облегчающие обзорность в городе. Идея проста: камеры, установленные в стратегически важных местах, передают изображение на дисплеи, в том числе проекционные, и водитель своими глазами видит то, что видят камеры.
В Аргентине в тестовом режиме катаются уже шесть грузовиков, оснащенных системой от Samsung.
Концепт Safety Truck, что переводится, как «грузовик безопасности», использует ту же идею – простую в своей гениальности. Камеры в кабине мониторят дорожную обстановку перед фурой, а картинка передается на четыре больших экрана на корме большегруза, составляя из четырех картинок полную панораму дороги. По сути, водитель, который едет за фурой, видит всю дорогу, которая открывается шоферу грузовика – в том числе возможность для обгона.
Более того, камера оборудована системой ночного видения, так что в темное время суток картинка на экранах грузовика делает обгон еще удобнее.
Пока о масштабном внедрении новой технологии в серийные машины речи не идет. Но европейское законодательство сейчас плотно занимается безопасностью большегрузов – например, с ноября в таких машинах станет обязательным наличие АБС, систем стабилизации и систем предупреждения о возникновении опасной ситуации, что отнюдь не дешево. Заставить ставить на грузовики камеры и дисплеи ничуть не сложнее.
В России с ее высокой аварийностью – в частности, огромным количеством жутких ДТП с участием фур – новая технология Samsung очень бы пригодилась. Однако в нашей стране это вряд ли будет работать.
Причины очевидны – безжалостный климат, безжалостные методы властей по борьбе с природными стихиями и безжалостные автовладельцы. Девять месяцев в году на дорогах – сплошная слякоть, из-за которой отказываются работать сенсоры и радары премиальных немецких машин, оставляя водителя даже без адаптивного круиз-контроля. Когда грязь сменяется снегом, камерам не лучше – они слепнут с таким же успехом. Реагенты, которыми щедро поливают дороги, ситуацию не улучшают – жирную пленку даже с лобового стекла не могут смыть дворники с самой ядреной омывайкой.
Но даже когда светит яркое солнце и большинство машин сверкает намытыми боками, из кузовов грузовиков капает мутная грязь, колеса роняют на дорогу песок со строек, а корма покрыта плотным слоем пыли и грязи. Ею же будут покрыты модные дорогие мониторы Samsung.