Только введение платы по «новой Ленинградке» помогло выяснить, насколько не продумана система оплаты за езду по ней. Напомним, что в первый же день сбора платы за проезд по трассе Москва-Санкт-Петербург ознаменовался мощными пробками не только на «старой Ленинградке» – М10, но и на новенькой М11. Чуть ли не «мертвые» заторы парализовали съезды с нее в аэропорт Шереметьево и на МКАД. По сообщениям очевидцев, ликвидировать искусственно созданные пробки удалось только после того, как операторы были вынуждены просто поднять шлагбаумы, прекратив сбор денег.
При этом официальные представители «Северо-Западной концессионной компании» (СЗКК), строившей участок и теперь собирающей деньги за проезд, уверяли представителей прессы, что никаких затруднений на дороге нет. Особый цинизм ситуации придают тарифы, по которым каждый желающий может постоять в заторе на платной М11. Проезда до Шереметьево от МКАД стоит 250 рублей, а до Солнечногорска – 500 рублей. Особого разговора заслуживают транспондеры, которые водители могут арендовать у СЗКК. Установив такое устройство на машину, можно ездить по трассе, а плата при этом будет автоматически списывая со счета, «привязанного» к устройству. Для обладателей транспондеров СЗКК придумала даже систему стимулирующих скидок. Которая, впрочем, больше похожа на очередное издевательство.
Так, на каждую из первых 20 поездок по М11 предоставляется скидка 20%. После, с 21-й по 30-ю поездку, скидка возрастает до 50%. С 31-й поездки по 44-ю она достигает 60%. Максимальная скидка в 70% достигается с 45-го по 50-й вояж по платнику. Далее, либо по истечении месяца езды по трассе, накопленные скидки «сгорают» и процесс начинается начинается заново. Применение транспондерно-скидочной схемы позволяет сэкономить до 30% от затрат на проезд по М11. Но даже уменьшенная таким образом стоимость проезда выглядит просто безумной. К тому же сам механизм пользования транспондером организован максимально неудобным образом. Дело в том, что пополнить счет, привязанный к транспондеру, можно лишь единственным способом: лично приехать в офис СЗКК на трассе на 21 километре М11 и внести наличные.
Подобный, с позволения сказать, «механизм» выглядит, разумеется, страшно глупо – в наше то время повального интернет- и мобильного банкинга. Однако факт остается фактом: «личный кабинет» пользователя на сайте СЗКК, как это было бы логично организовать, не предусмотрен в принципе. Хуже того, в офисе на трассе наличность для пополнения счета принимают всего 3 (три) человека. Они же оформляют и выдают желающим сами транспондеры. Какие очереди выстраиваются к этим трем «небожителям», думаю, описывать не стоит. В общем, платный проезд по М11 стал очередным примером «прекрасного» сервиса за деньги самих же автомобилистов, организованный с благословения транспортных властей России.