Причем 95% из них планируется устроить в зоне платной парковки, расположенной в пределах московского Третьего транспортного кольца. И уже до 1 мая в городе начнут работать 55 электрозарядных станций! Для чего весь этот цирк? Чиновник охотно, хотя и весьма туманно объясняет: зарядные станции повышают экономическую эффективность и надежность энергетического обеспечения транспортного комплекса, а также способствуют увеличению на улицах города количества экологически чистых электромобилей.
Оставим недоказуемый тезис об «экологичности» электрокаров для тех, кто считает, что электричество добывается непосредственно из розетки. Также обойдем стороной тот факт, что пока не созданы аккумуляторы, способные обеспечивать приемлемый запас хода и одновременно поддерживать на должном уровне работу бортовой электроники и системы отопления в холодный сезон, растянувшийся в нашей средней полосе, между прочим, как минимум на полгода. Забудем о таком неудобном для «экологистов» вопросе, как утилизация отработавших аккумуляторных батарей. И, наконец, не будем отыскивать глубинный смысл витиеватого изречения о повышении эффективности и надежности транспортного комплекса – ибо этот поиск может затянуться надолго. Однако вопрос, с которого все началось, повторим: ради чего затеян этот сыр-бор?
Уж точно не ради нас, московских водителей – для Дептранса это категория расстрельная. В самом деле, какое нам с вами дело до того, будут организованы новые зарядные станции или нет? Человек в здравом уме и трезвой памяти не будет платить за машинку класса «совсем мини» 999 000 рублей – именно столько просят сейчас за Mitsubishi i-Miev с учетом колоссальных таможенных и маркетинговых скидок, которые не будут действовать вечно, кстати говоря. Широко разрекламированный в свое время, но ныне убранный с нашего рынка Nissan Leaf можно приобрести у серых дилеров за 1 450 000 рублей. Та же судьба постигла Renault Twizy, представляющего собой, как мы помним, самодвижущуюся табуретку под скромным навесом. По вашему желанию его доставят вам за какие-то 1 800 000 «деревянных». Звезда электротусовки Tesla Model S обойдется всего-навсего в 6 000 000. Венчает список неадекватных производительских амбиций BMW i8 за 10 040 000 рублей.
Итог закономерен: в 2015 году по всей России через официальных дилеров было продано 32 BMW i8, 27 Mitsubishi i-Miev и два Nissan Leaf. К этому нужно прибавить какое-то количество не вошедших в статистику продаж как работающих в России брендов, так и марок, в принципе не представленных пока в России официально, вроде той же Tesla. Но простые граждане, то бишь физические лица, к покупке даже этого мизерного количества прогрессивных автомобилей будущего никакого отношения не имеют.
Ибо закупаются дорогущие игрушки в основном на несчитанные бюджетные деньги государственными и аффилированными с ними структурами. В качестве характерного примера можно вспомнить 2013 год, ставший самым урожайным для «ай-Миевов»: из 109 проданных автомобилей 70 закупило Управление делами президента для того, чтобы катать участников осеннего саммита G20 в Санкт-Петербурге. Да и остальные электромобили также по большей части разошлись по корпоративным паркам государственных организаций. Кстати, и в прошлом году i-Miev закупались для работы парконами.
Теперь внимание: так для кого Дептранс собирается оборудовать в Москве электрозарядные станции? Кстати, какая удача – и место для них нашлось без проблем, и парковка для электромобилей в центре бесплатна. Но по всему выходит, это делается не для москвичей, которые подобными машинами просто-напросто не располагают, а для себя, любимых. Строго под соусом радения об общественном благе планируется потратить бюджетные (опять бюджетные!) средства на 200 дополнительных электрозаправок – по одной на каждые два-три реально существующих в Москве электромобиля.
Если бы сущестововал хоть маленький шанс, что власти думают о перспективах и о будущем города, то я бы первый им начал аплодировать. В самом деле, центр столицы – единственное, пожалуй, место в стране, задыхающееся от выхлопных газов. Расстановка зарядников и отмена платы за парковки кажется шагом в нужном направлении. Но так только кажется, ибо проблемы не исчерпываются отсутствием нужной инфраструктуры. Кардинальное снижение цен на электромобили – вот что спасло бы ситуацию. Но этого мы точно не дождемся.