Жители крупных мегаполисов уже настолько привыкли к постоянному гулу, что очутившись на лесной лужайке вдали от каменных джунглей, чувствуют себя непривычно. Известное дело — во всем виноват автомобиль. Когда мотор работает на холостых оборотах, его почти неслышно, но стоит легковой машине разогнаться до каких-то 50—60 км в час, ее звук можно услышать на расстоянии одного километра, и он будет равен примерно 20 акустическим децибелам (дБА).
Если человек встанет на обочине шоссе или проспекта, где хором ревут и легковушки, и автобусы, и грузовики, и фуры, то его ушам придется выдерживать уровень шумового давления, равный 80—100 дБА. Это очень высокий и опасный показатель, особенно когда звук такой силы воздействует на слух продолжительное время. Для сравнения — так же громко грохочут вагоны метро, горланит автомобильная сигнализация, и почти такой же показатель у проезжающего рядом железнодорожного состава.
Чтобы понять, как шум влияет на состояние здоровья, достаточно сказать, что болевой порог у человека наступает при уровне в 130 дБА, контузия — при 140 дБА, а травматический шок — при 155 дБА. Поэтому, хлопоча о нашем здоровье, закон устанавливает допустимые нормы шума — днем его уровень не должен превышать 55 дБА, а ночью — 45 дБА. Примерно аналогичный показатель характерен для негромкой человеческой речи.
Опасным считается показатель свыше 80 дБА, потому что такой избыток децибелов чреват для человека развитием срьезных проблем со слухом, а также грозит стрессом, мигренью, гипертонией и целым букетом прочих болезней. Так что не стоит недооценивать вред, который наносит здоровью шум от автомобильной дороги, как бы мы к нему не успели привыкнуть.
В этом отношении о современных водителях заботится мировой автопром, который с каждым годом совершенствует уровень шумоизоляции в автомобилях. А о том, чтобы от бесконечного грохочущего потока машин не оглохли все остальные, обязаны думать муниципальные власти. Эту проблему обычно решают путем установки вдоль дорог специальных шумоизоляционных ограждений.
Речь идет о высоких многослойных конструкциях, изготовленных из специального материала, которые снижают и поглощают уровень шума. Причем этим их функции не исчерпываются, так как кроме обеспечения акустического комфорта, они защищают жилые зоны от дорожной грязи и пыли, а также препятствуют съезду машин с проезжей части. Кроме того, на открытых участках такие ограждения могут оснащаться солнечными батареями для выработки электроэнергии.
В нормах проектирования и строительства шумоизоляционных ограждений прописаны все условия, при которых они могут быть установлены. В соответствии с отраслевой дорожной методической документацией, шумовые характеристики автотранспортных потоков определяются всесторонними расчетами. Учитывается интенсивность движения в часы пик дневного времени и наиболее шумный час ночного времени, суммарная доля грузового и общественного транспорта в потоке и средняя скорость движения в потоке.
Если вдруг житель дома, расположенного вблизи автомагистрали с интенсивным движением, чувствует у себя в квартире акустический дискомфорт, он должен немедленно обратиться с жалобой в Роспотребнадзор, ходатайством в местную администрацию, а при необходимости — в прокуратуру. Если специальная комиссия установит превышение допустимого предела шума, то власти обязаны в кратчайшие сроки решить проблему путем бесплатной установки в квартире звукопоглощающих стеклопакетов, либо путем возведения вдоль дороги звукоизоляционных конструкций. Главное, чтобы внутри жилых помещений уровень шума не превышал установенных законом норм.