Депутат поспешил заявить «Известиям», что хочет, чтобы «раз в 5 лет профессиональный водитель проходил переподготовку, обновлял и закреплял свои знания». Идея, надо сказать, отличная. Жаль только, что она посетила депутатскую голову только сейчас. И теперь самое главное, чтобы документ рождался не в спешке «на злобу дня», не вышел рамочным, а учитывал все реалии существующей практики подготовки и переподготовки водителей и действительно работал. Ведь с таким трудом проводимая в стране реформа автошкол буксовала несколько лет, а только заработав, продолжает сталкиваться с противодействием тех, кто хочет учить/переучивать водителей по старому, не вкладываясь в учебный процесс ни головой, ни деньгами – лишь бы срубить копеечку.
И если говорить о переподготовке профессиональных водителей (тех, кто водит грузовики, автобусы, леговое такси и так далее), то уже сейчас понятно, с какими трудносятями тут можно столкнуться.
Начать с того, что на переподготовку этой категории граждан, которая официально называется дополнительное профессиональное обучение, автошколам требуется отдельная лицензия. А ее сейчас имеет хорошо, если 10% подобных образовательных учреждений. И как бы не вышло так, что при скороспелом принятии документа, эти автокурсы не взвинтили цены на свои услуги.
Следующий момент касается программы подобного переобучения. По нынешним правилам, их – на основе или профстандартов, или квалификационных требований к водителям, работающим по найму – разрабатывают сами автошколы. Но, во-первых, ни стандартов, ни требований, отвечающих современным требованиям, еще нет – только разрабатываются. И, во-вторых, разрешать школам самостоятельно придумывать программы, значит толкнуть многие из них на упрощение или наоборот – усложнение процесса. «Упрощенка» позволит по демпинговым ценам привлечь больше клиентов, заработать деньжат на обороте. Чрезмерно же насыщенная программа станет поводом для резкого повышения стоимости обучения под лозунгом «Мы готовим суперпрофи». И тогда в первом случае мы получим на выходе все того же «необразованного» водилу. А во втором заставим работадателя перекладывать расходы на обучение на самого водителя, толкая того на поиск «левых» автошкол. А одна из проблем реформы автошкольного образования как раз в том, что власти до сих пор не могут (или не хотят?) бороться с такими «серыми» автокурсами, торгующими спраками об их окончании, ничему, по сути, не обучая курсантов.
То есть, как минимум, программы переподготовки профессионалов должны быть едиными для всех и разрабатываться федеральным центром, тем же Минтрансом РФ, например, имеющим в этом деле большой опыт.
И, наконец, было бы правильным сразу отправлять человека, только-только отучившегося в автошколе и получившего «права» категории «С» и «D», на дополнительное профессиональное обучение. Ведь только на таком «спецкурсе» он сможет узнать нюансы вождения того же большегруза, не входящие в обычный курс. Но для этого, скорее всего, придется коррелировать законопроект г-на Москвичева с ФЗ «О безопасности дорожного движения» и другими законами и подзаконными актами.
Готов ли депутат к столь серьезной работе, или все таки его заявление – просто PR?