17244

В каких автошколах не учат на «права»

Почему пробуксовывает реформа автошкол
Ровно год назад закончилась «война» сторонников и противников реформы автошкол. Первые вроде бы победили, но и вторые не остались в накладе, поскольку, даже не соответствуя новым требованиям, продолжают учить будущих водителей, успешно залезая в их кошельки, но практически ничего не давая взамен. В итоге своей главной цели – выпускать на дороги хорошо подготовленных «рулевых», уверенно чувствующих себя в «боевых» условиях улиц и магистралей, реформаторы добились, но лишь от части. Да, благодаря новациям доля ДТП, случившихся по вине начинающих водителей, сократилась на 17,5%, но к нулю явно не стремится. Почему?
Изображение В каких автошколах не учат на «права»

Напомним, что главная идея нововведений сводится к тому, чтобы учить граждан водительскому делу по новым правилам и методикам, учитывающим современные реалии выросших скоростей, плотного трафика, новых форм и способов организации дорожного движения, далеко шагнувшего автомобилестроения. Для этого с зубовным скрежетом и кровавыми слезами и были разработаны и утверждены новые программы подготовки водителей вместо тех, что действовали еще со времен СССР. Однако новые программы априори подразумевали, что и автошколам придется кардинально меняться и серьезно вкладываться в переоснащение своей материально-технической базы. То есть задуматься о больших автодромах, новейших тренажерах и комплексах, переоборудовании классов, переобучению преподавательского состава. Все это дела некопеешные, так что было понятно: многим придется покинуть рынок. Что дало повод антиреформаторам поднять вой о неизбежном и невероятном росте цен на обучение, тысячах безработных инструкторов и других бедах. Москве же и вовсе пророчили остаться без автошкол, учитывая, что на ее «золотой» земле достаточно числа автодромов (чья площадь по новым правилам должна быть не меньше 0,24 га) просто не найти.

Однако спустя год выяснилось, что в Первопрестольной число автошкол хотя и уменьшилось с 300-350 до 169, но количество учебных кабинетов (мест осуществления образовательной деятельности) выросло до 352. В Санкт-Петербурге ситуация еще интереснее – было 150 школы, стало 172, а мест осуществления образовательной деятельности – 384! Что же касается страны в целом, то из дореформенных 8000 заведений на данный момент получили заключения ГИБДД и согласовали образовательные программы 5800 (а с «дополнительными офисами обслуживания» их еще больше). Другими словами, сейчас не только не наблюдается дефицита автошкол, но их даже явный переизбыток. По некоторым оценкам их загрузка составляет от 30 до 40%. Что касается стоимости обучения, то и здесь злопыхатели ошиблись

В столице она поднялась до отметки в 40 000-45 000, а в провинции можно выучиться тысяч за 15-20. И это при том, что себестоимость обучения (топливо, зарплаты преподавателей, аренда помещений-автодромов) составляет никак не меньше 30 000-35 000. И это значит, что большинство автошкол учит курсантов по сильно урезанным программам и «не докатывает» их ни на площадке, ни в городе. Более того: на рынке успешно существуют и структуры, не прошедшие перерегистрацию, не имеющие права учить, но тем не менее ведущие, с позволения сказать, «образовательный процесс»! То есть недозагрузка автошкол вызвана в том числе и явно «левыми» игроками рынка. Но где же и как, спросите вы, юридически не существующие школы берут те же свидетельства об их окончании, без которых невозможно сдать экзамены в ГИБДД? А все очень просто!

Не лицензированная автошкола рисует себе сайт с громким названием типа «Центральная автошкола Москвы» и объявляет прием слушателей. И хотя ее потенциальный клиент легко может узнать на сайтах ГИБДД и Департамента образования, что такой фирмы не существует в природе, но не делает этого из-за своей глубокой юридической дремучести. Зато клюет на громкое имя, чем и пользуются прохиндеи. Затем они учат человека по сжатым «самопальным» программам и выдают ему свидетельство, купленное на клиентские деньги в «партнерской» лицензированной автошколе. С учетом того, что, как уже говорилось, предложение явно превышает спрос, довольны и официальные учебные заведения, и их «серые» партнеры. Тем боле, что нередко владельцем и тех, и других является одно физическое и юридическое лицо. А в итоге на дороги по-прежнему выезжают недоучки, тупо вызубрившие ПДД и освоившие элементарные, но явно недостаточные для безаварийной езды, навыки управления автомобилем. Об умении это делать речи не идет. Доходит до смешного: в столичные подразделения ГИБДД приходят люди, отучившиеся, судя по документам, на Дальнем Востоке.

И самое страшное, что о таком вот шахер-махере прекрасно осведомлены в автоинспекции. «МК» и порталу «АвтоВзгляд» из источника в МВД известно, что в июле в ДОБДД МВД РФ даже собиралось представительное собрание, решавшее, как же можно прикрыть «серые» автошколы и их «белых» партнеров. Хотя, казалось бы, что тут сложного?

Нынешняя система контроля за автошколами такова, что позволяет с точностью до человека знать, сколько людей прошло обучение и сколько выдано свидетельств. И если последних больше чем первых, значит дело нечисто. Значит лицензированную школу лицензии – лишить, а аффилированную с ней «серую» – под суд за мошенничество. А если идти по этой цепочке правоохранительным органам почему-то сложно (интересно – почему?), можно поступить еще проще. Все, абсолютно все не лицензированные, но набирающие курсантов школы тем же гаишникам, работающим, что называется, на земле, хорошо известны. И что им мешает организовать в каждую из них визит следователя для возбуждения уголовного дела с хорошо просматриваемыми судебными перспективами? Да вот что то мешает, видать...

Не понятно в какие игры играют и региональные обрнадзоры. Ведомства, отзывая или лишая лицензии на ведение автошкольной деятельности, дальше за якобы отлученной от процесса фирмой не следят, с прокурорскими и прочими следственными комитетами не общаются, не настаивая на том, чтобы продолжающую обманывать граждан структуру привлекли уже к уголовной ответственности. Да что там говорить: эти службы из рук вон плохо следят за образовательным процессом в легальных школах, позволяя «скукоживать» программу обучения – отсюда, повторимся, и демпинговые цены, и потенциальные убийцы за рулем. Кстати, о водителях-убийцах.

Сегодня, когда страну буквально накрыл вал страшных аварий с участием общественного транспорта, все как-то забыли о том, что у нас до сих пор отсутствуют официальные программы обязательной переподготовки и повышения квалификации тех же водителей автобусов и законодательно не обозначены интервалы этого переобучения. По сути, управлять автобусом может любой челове, отучившийся в том числе и в «серой» автошколе на соответствующую категорию и сдавший экзамен в ГИБДД по устаревшей методике. И та же «серая» легко «переобучит» его по самопальной программе, за что «срубит» немалые деньги. А за деньги «малые» – просто выдаст нужную бумагу. Так что массовая прокурорская проверка всех перевозчиков, начавшаяся на днях, особых результатов в деле снижения аварийности не даст и очередное страшное ДТП долго ждать себя не заставит. А прокурорским следовало бы начать с рынка автошкол, убрав от сюда ненужный мусор и позволив, наконец, реальным автокурсам выпускать на дорги полготовленных водителей. В том числе и автобусов...