О загранице мы судим по успехам экономики, выставленным в витринах их магазинов. Охотно констатируем заграничную обустроенную жизнь. С печалью наслаждаемся уровнем социальных институтов. Мы завидуем честности полицейского, исполнительности чиновника, открытости государства. Всматриваясь в чужие результаты, мы делим мир на тех, кому успешная жизнь полагается исторически, и на своих бывших друзей по соцлагерю, кому полагается далеко не все. И если ГДР сразу стала частью заветной ФРГ, быстро шагнув к человеческому, то остальные страны Варшавского договора переделывали себя под новый формат очень долго, превращаясь в настоящую Европу постепенно.
Больше всех от нас натерпелась Польша. Самостоятельным государством мы стали воспринимать ее только при Хрущеве, долго относясь как к нынешней Украине, считая карикатурным явлением. Когда Маяковский удивился польскому паспорту «на польский глядят, как в афишу коза, на польский выпячивают глаза, в тупой полицейской слоновости: откуда, мол, и что это за географические новости...» у нас это вызвало одобрение. Поэтому поделить ее с Германией в 1939 году было так же логично, естественно и нормально, как сейчас взять Крым.
Развал социалистического лагеря начался именно с Польши. В 1989 году поляки первыми вырвались от нас на свободу и раньше всех стали строить свое новое государство. За ними врассыпную бросились немцы, чехи и словаки, румыны, венгры и даже бессмысленные албанцы. Судить о результатах всегда трудно, поскольку нет точных критериев того, что необходимо класть на чашу весов. По косвенным признакам видно, что у всех, кроме албанцев, получились очень приличные страны, ставшие полноценной Европой.
Польша не хуже других справилась с построением страны, пригодной для жизни, хотя близость с нами было очень тяжким обстоятельством. Среди поляков сохранилось много людей советской ментальности с русскими замашками и тяготением к рабовладельческому социализму. Но каждый шаг Польши в современной истории подтверждал, что страна получилась. В ней можно жить без страха, зверства, давления, как это принято в нормальном мире.
А итог реформ и государственного строительства был подведен, как ни странно, только теперь. Не когда в 1999 году Польша вступила в НАТО, не когда в 2004 году Польша вошла в Евросоюз и подписала Шенгенское соглашение, а на этой неделе, в среду, когда полиция оштрафовала президента страны Анджея Дуду за нарушение правил стоянки. Руководитель Польши поставил свой старый и весьма ржавый VW Golf(!) слишком близко к пешеходному переходу. Инспектор установил на колесо блокиратор, прикрепил уведомление на лобовое стекло и выписал штраф. На общих основаниях. Президенту – как обычному водителю. И сделал это не испытав дрожи в коленках, испарины на лбу и влажности в брюках. Выяснил по базе владельца и выполнил свою работу. Данное происшествие мало касается автомобильной тематики. Оно о другом. О том, какую страну поляки построили для себя за 26 лет.