6973

Как и за что штрафуют глав государств

Президента Польши наказали за нарушение правил стоянки, чему совершенно не удивился автоэксперт Сергей АСЛАНЯН
Сложно представить, что Президент РФ Владимир Путин может один, без охраны, кататься по личным делам на своем «Запорожце». Еще труднее предположить, что гарант наших с вами прав станет нарушать при этом ПДД. И уж совершенно невозможно даже подумать, что при случайном отступлении от буквы дорожного закона его осмелятся оштрафовать. Между тем, его коллег за рубежом тамошние гаишники совершенно не боятся...
Поделиться
Изображение Как и за что штрафуют глав государств

О загранице мы судим по успехам экономики, выставленным в витринах их магазинов. Охотно констатируем заграничную обустроенную жизнь. С печалью наслаждаемся уровнем социальных институтов. Мы завидуем честности полицейского, исполнительности чиновника, открытости государства. Всматриваясь в чужие результаты, мы делим мир на тех, кому успешная жизнь полагается исторически, и на своих бывших друзей по соцлагерю, кому полагается далеко не все. И если ГДР сразу стала частью заветной ФРГ, быстро шагнув к человеческому, то остальные страны Варшавского договора переделывали себя под новый формат очень долго, превращаясь в настоящую Европу постепенно.

Больше всех от нас натерпелась Польша. Самостоятельным государством мы стали воспринимать ее только при Хрущеве, долго относясь как к нынешней Украине, считая карикатурным явлением. Когда Маяковский удивился польскому паспорту «на польский глядят, как в афишу коза, на польский выпячивают глаза, в тупой полицейской слоновости: откуда, мол, и что это за географические новости...» у нас это вызвало одобрение. Поэтому поделить ее с Германией в 1939 году было так же логично, естественно и нормально, как сейчас взять Крым.

Развал социалистического лагеря начался именно с Польши. В 1989 году поляки первыми вырвались от нас на свободу и раньше всех стали строить свое новое государство. За ними врассыпную бросились немцы, чехи и словаки, румыны, венгры и даже бессмысленные албанцы. Судить о результатах всегда трудно, поскольку нет точных критериев того, что необходимо класть на чашу весов. По косвенным признакам видно, что у всех, кроме албанцев, получились очень приличные страны, ставшие полноценной Европой.

Польша не хуже других справилась с построением страны, пригодной для жизни, хотя близость с нами было очень тяжким обстоятельством. Среди поляков сохранилось много людей советской ментальности с русскими замашками и тяготением к рабовладельческому социализму. Но каждый шаг Польши в современной истории подтверждал, что страна получилась. В ней можно жить без страха, зверства, давления, как это принято в нормальном мире.

А итог реформ и государственного строительства был подведен, как ни странно, только теперь. Не когда в 1999 году Польша вступила в НАТО, не когда в 2004 году Польша вошла в Евросоюз и подписала Шенгенское соглашение, а на этой неделе, в среду, когда полиция оштрафовала президента страны Анджея Дуду за нарушение правил стоянки. Руководитель Польши поставил свой старый и весьма ржавый VW Golf(!) слишком близко к пешеходному переходу. Инспектор установил на колесо блокиратор, прикрепил уведомление на лобовое стекло и выписал штраф. На общих основаниях. Президенту – как обычному водителю. И сделал это не испытав дрожи в коленках, испарины на лбу и влажности в брюках. Выяснил по базе владельца и выполнил свою работу. Данное происшествие мало касается автомобильной тематики. Оно о другом. О том, какую страну поляки построили для себя за 26 лет.